Совсем не друзья

Экс-глава администрации президента России Александр Волошин высказал своё мнение о ситуации вокруг Украины и Крыма.

Очевидно, что одной из отличительных черт ситуации вокруг Украины и Крыма является полнейшие отсутствие понимания западными политиками и, что ещё важнее, общественным мнением западных стран той точки зрения на происходящие события, которая превалирует в России и которой придерживается российское руководство.  

Очевидно, что не в моих силах устранить это отсутствия понимания (если это вообще кому-либо по силам). Тем не менее, хочу внести хоть небольшую лепту.

Так вот. Границы между странами во всем мире исторически складывались в результате войн, переговоров, перемирий, революций, национально-освободительных движений и так далее.

Что же касается границ между республиками внутри Советского Союза, то эти границы часто определялись решениями узкого круга лиц, а то и вообще одного человека. Например, решили, что часть Осетии будет в России, а часть – в Грузии. Мало кого из принимавших эти решения людей волновало, что сплошь и рядом тем самым разделялись семьи – дети и родители, братья и сестры, оказывались зачастую в разных республиках.

Что касается Крыма, то он вообще был подарен Хрущёвым Украине в связи с неким юбилеем. Подарен, хочу подчеркнуть, вместе с живущими в Крыму людьми, которых при этом никто не спросил. 

Так вот, когда в 1991 году распался Советский Союз, то распался он в полном соответствии с теми самыми границами. И миллионы людей считали эти границы искусственными, несправедливыми, как минимум — спорными. Именно это породило многие из кровавых конфликтов, сопровождавших развал СССР.

Некоторые территориальные проблемы взорвались сразу. А некоторые, как Крым, в силу разных причин оставались латентными. В случае с Украиной и Крымом этому способствовали близость народов, культур, религиозное единство, общая история, экономика. Да, – рассуждали в Крыму и в России – это конечно недоразумение и абсолютная историческая несправедливость, что Крым не в составе России, но что тут поделаешь, ведь Украина — это же наши родственники и друзья.

Так вот, люди, незаконно засевшие во властных кабинетах в Киеве и поставившие свою страну на грань раскола, представляющие некую коалицию с широким участием крайних националистов, эти люди нам совсем не друзья. Они совсем не друзья и жителям Крыма, и миллионам граждан Украины. И они вовсе не друзья украинской государственности.

Нелегитимность этой группы лиц настолько же очевидна, как и их антироссийский настрой. Не случайно и абсолютно рефлекторно одно из первых же их решений — отмена действия закона, дававшего региональный статус русскому языку. Чуть позже они испугались раскачать ситуацию в данный и без того напряжённый момент и тормознули.

Западной аудитории трудно понять глубину этих проблем. Приведу в качестве примера лишь один из множества подобных — принудительный перевод русских имен и фамилий на украинский язык, то есть насильственная замена на украинские эквиваленты. Как бы себя чувствовали американские ирландцы, носящие имя Sean, если бы в один день это имя им всем, не спрашивая их, автоматически поменяли, например, на имя John?

Так вот, с русскими и русскоязычными гражданами Украины подобное проделали. В том числе в Крыму и на Востоке страны, где русский язык является родным для подавляющего большинства людей. Согласитесь, что никакая необходимость укрепления позиций украинского языка в независимом украинском государстве не оправдывает подобного варварства по отношению к гражданам своей страны.

Вообще государство Украина в нынешних границах сформировалось лишь внутри Советского Союза. До этого отдельные части страны в разное время входили в состав Речи Посполитой, России, Австро-Венгрии, Польши. Это предопределило существующую внутреннюю культурную, религиозную и даже цивилизационную раздробленность Украины.

Конечно, наличие стратегически мыслящего политического менеджмента, уважающего права человека, в том числе права людей использовать родной язык, и несколько десятилетий спокойного развития (без растаскивания на Запад и Восток) позволили бы сформироваться единой нации. Но то, как грубо и бестактно относились к правам русскоязычного населения и другим подобным вопросам многие украинские политические лидеры и государственные деятели, вовсе не способствовало формированию этой единой нации, а наоборот, отталкивало одни части страны от других и, в конечном счете, и создало предпосылки для нынешней взрывоопасной ситуации.

Сейчас трудно делать прогнозы относительно того, как будет развиваться ситуация на Украине. Она будет развиваться так, как решат граждане Украины. Скажу лишь, что политика западных стран, направленная на вольное или невольное потакание националистам и втаскивавшие наших соседей в НАТО, может стать серьёзным вкладом в углубление внутриукраинского раскола.

Мне часто приходилось слышать от вполне респектабельных и умеренных украинских политиков соображения такого рода: «Мы, конечно, не разделяем взгляды этих националистов, но надо признать, что именно они являются носителями истинного украинства». Похоже, аналогичная точка зрения возобладала и в западных странах. Но, согласитесь, мы были бы крайне удивлены и расстроены, если бы где-нибудь в холле Бундестага услышали фразу: «Мы, конечно, не разделяем взгляды нацистов, но надо признать, что именно они являлись и являются оплотом германской нации».


Источник«Эхо Москвы»