«Чтобы этих гробов там не было»

«NewsBalt» перевёл мнение публициста Кшиштофа Бурнетко об идеи Института национальной памяти Польши вынести за кладбище останки польских коммунистов.

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл авторскую колонку известного в Польше публициста Кшиштофа Бурнетко (Krzysztof Burnetko), прокомментировавшего идею Института национальной памяти Польши вынести за кладбищенскую ограду останки польских коммунистов.

«Слишком важной проблемой» счёл глава Института национальной памяти то обстоятельство, что захоронения высших государственных руководителей времён «народной Польши» находятся на Аллее Заслуженных варшавского кладбища Повонзки («Новые Повонзки»: известное военное кладбище в польской столице, на котором находятся могилы выдающихся польских военных и политических деятелей, писателей, поэтов и т.д.«NewsBalt»).

Президент Института Лукаш Каминьски с убеждением говорил в интервью на радио RMF FM, что хотя «нынешнее поколение ещё знает, кем были эти люди» (что до некоторой степени свидетельствует о его большом оптимизме относительно исторического самосознания своих соотечественников), но «через сто лет тогдашним полякам трудно будет отличить, кто среди погребенных был участником Январского восстания, солдатом 1920 и 1939 годов, или Армии Крайовой, а кто чиновником коммунистического государства» (стоит упомянуть, что могилы этих последних находятся на кладбище в том же месте, где анонимно хоронили жертв сталинского террора конца 40-х — начала 50-х гг.).

Идеальным решением проблемы было бы – согласно мнению президента Института, который занимается, как-никак, национальной памятью – принятие таких мер, чтобы этих гробов… «там не было». К счастью, он всё же понимает, что это вопрос деликатный, что всё-таки существуют «определённые общецивилизационные принципы» относительно уважения к покойникам.

Несмотря на это, он выражает сожаление, что такая операция (читай: устранение коммунистических могил с Аллеи Заслуженных) не была проведена «25 лет тому назад», поскольку тогда – как он полагает – она была бы оправдана революционной атмосферой свержения прежней системы и восстановления подлинной государственной независимости.

Символичным является, кстати говоря, то, что тезис о неподходящем месте погребения коммунистов, президент Каминьски огласил в Великую Пятницу – день, посвящённый памяти в христианской и особенно в польской традиции, смерти Иисуса Христа во имя искупления грехов, в том числе и самых последних подлецов и негодяев.

Однако Лукаш Каминьски предлагает план, который он сам называет «минимальным». Этот план предусматривает «установку постоянного знака, обозначающего могилы тех деятелей, которые несут ответственность за преступления коммунистической эпохи». Идея кажется простой: около каждого надгробия можно поставить информационную табличку, содержащую данные, «представляющие данную персону в контексте польской истории».

Однако возникает вопрос: можно ли будет в такой краткой форме – а она по определению не может быть развёрнутой – объективно представить всю сложность человеческой биографии, вписанной в чрезвычайно трудную и запутанную историю страны в двадцатом столетии? Действительно, то, что могилы героев и жертв соседствуют с могилами предателей и палачей не может не оскорблять. Однако следует принимать во внимание, что оценка деятельности многих из тех, кто похоронен на Аллее Заслуженных, не так однозначна, чтобы представить её в нескольких предложениях – поскольку не так однозначна и сама история Польши. Именно это, а не лёгкое навешивание ярлыков, является сущностью национальной памяти. Президент Института, будучи признанным историком именно антикоммунистического движения сопротивления, обязан об этом знать.

Возникает ещё один вопрос: кто и по каким критериям стал бы ставить против той или иной фамилии клеймо преступника? И будет ли в этом играть какую-либо роль текущая политика? Несомненно, что ей бы хотелось играть такую роль, причём немалую. 

Может быть, в таком случае лучшим выходом было бы написание серьёзного путеводителя по кладбищенским захоронениям, а не установка таблиц осуждающего содержания? Такое решение позволило бы снизить угрозу неприятных скандалов – всё-таки дело касается кладбища, и позволило бы с уважением отнестись к чувствам семей. А для тех, кто всерьёз интересуется историей, прогулка по дорожкам кладбища в Повонзках с таким путеводителем в руках стала бы реальной возможностью для её действительно глубокого познания.


Справка «NewsBalt». Кшиштоф Бурнетко, 48 лет. Выпускник юридического факультета Ягеллонского университета. С 1988 по 2005 гг. работал журналистом в журнале «Tygodnik Powszechny». Затем перешёл в редакцию «Polityka». Соавтор книги об экс-президенте Польши «Валенса. Люди. Эпоха». В 2011 году был награждён государственной наградой Польской Республики — Крестом заслуги «За храбрость».

Источник«Polityka.pl»

Перевод«NewsBalt».