Польский «Newsweek» проанализировал националистические движения в Евросоюзе и за его пределами накануне выборов в Европарламент в мае 2014 года. Искалеченная кризисом Европа становится лёгкой добычей ксенофобии и шовинизма, считают польские журналисты. Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл на русский язык материал о шансах на евровыборах евроскептиков, радикалов и представителей крайне правых.
— Это будет политическое землетрясение! – говорит о приближающихся выборах Найджел Фарадж, человек, фотография которого могла бы служить символом евроскептицизма.
Лидер Партии независимости Соединённого королевства, который много лет ставит под сомнение смысл существования европейских институций, знает, что говорит. Критика ослабленной кризисом, беспомощной перед волной иммиграции, поразительно медлительной в столкновении с российским медведем Европы ещё никогда не была таким лёгким делом. Общественность недовольна – тем более, что за политические ошибки ей не раз приходилось платить из собственного кармана. Чтобы почувствовать радикализацию настроений не нужно, однако, выезжать за пределы Польши.
Польский опыт – марши независимости 11 ноября – показывает, что и у нас, в стране, которая успела получить из евросоюзовской кассы почти 100 млрд. евро, можно успешно пользоваться антиевропейской риторикой. Засядут ли в Европарламенте после 25 мая националисты, возобладает ли антимусульманская политика и начнется ли изгнание иммигрантов? Наверняка нет, но дела у евроскептиков сейчас идут так хорошо, как никогда прежде, а выборы с большими избирательными округами дают им бо̀льшие шансы на существование, чем парламентские выборы в отдельных странах. Именно поэтому мы решили присмотреться к политическим группировкам со всей Европы, у которых неприятие европейского единства стало лозунгом их деятельности.
Бельгия
«Vlaams Belang», или «Фламандский интерес» прославился в прошлом году своим плакатом «Свобода или ислам». Баннер изображал ноги Анке Ван Дермеерш, бывшей «Мисс Бельгия», а ныне партийного сенатора. На разных уровнях расположены цитаты из законов шариата, в самом низу стоит: «юбка должна опускаться до этих пределов», на уровне щиколоток написано: «провокация», над коленками виднеется не оставляющая сомнения надпись «побитие камнями».
Антиисламизм — это дизельное топливо «Фламандского интереса». Партия является наследницей «Фламандского блока», который был распущен по решению суда в связи с обвинениями в расизме и ксенофобии. Партия выступает против дальнейшей интеграции в рамках ЕС и сотрудничает с Найджелом Фараджем.
– Мы, националисты, должны действовать вместе, чтобы быть уверенными, что Соединённые Штаты Европы никогда не станут реальностью, — говорит Фарадж.
Болгария
По данным опросов за националистические партии готов проголосовать каждый десятый житель страны. Это среди них стала популярной «Атака», лидер которой Волен Сидеров обещает избавить страну от «колониального ярма ЕС». Партия требует пересмотра договора о вступлении, придания православию статуса государственной религии и создания… государственной программы по борьбе с преступностью среди цыганского меньшинства.
Димитр Стоянов, евродепутат из «Атаки» (в частной жизни — родной сын Сидерова), получил дурную славу своим пасквилем на тему цыганского происхождения венгерского евродепутата Ливии Яроки, который он выслал всем членам Европарламента.
Дания
Последние опросы показали, что 40% жителей страны критически смотрят на Евросоюз. За их голоса намерена побороться Датская народная партия, требующая выхода из ЕС и Шенгенской зоны, ограничения иммиграции и выступающая против введения евро.
— Дании не нужны иммигранты! Их следует отсылать туда, откуда они прибыли, помешать прибытию новых чужаков и ужесточить законы о получении датского гражданства, – написано в программе партии.
Пиа Кйерсгаард, лидер народной партии, пугает неопределившихся гангстерами из восточной Европы и исламским фашизмом.
Германия
На берегах Одера выплыть на евроскептицизме пытается молодая, основанная только в 2013 году партия «Альтернатива для Германии» (AfD). Один из троих её основателей, Бернд Люке, критикует «бюрократический терроризм ЕС» и спасение «миллиардов европейцев» за деньги зоны евро.
Хотя партию обвиняют в дешёвом популизме, опросы дают ей, по крайней мере, 5%.
Прибалтика
На настроения в Литве, Латвии и Эстонии бросают тень отношения с большим и опасным соседом – Россией. Это именно близость к ней, и, как следствие, отсутствие альтернативы, способствует тому, что евроскептические настроения никогда не были в странах Прибалтики особенно сильными.
Тем более, что экономики этих стран чувствуют себя довольно неплохо. Латвия и Эстония уже вошли в зону евро, к тому пользу им приносит и драконовская шоковая терапия, которую они применили после кризиса 2008 года.
Финляндия
На севере Европы «Партия финнов» требует пропаганды в школах «здоровой национальной гордости». Хотя партия называет себя традиционалистской (каждый нуждается в корнях – любит повторять её лидер Тимо Соини), у её членов случаются и ксенофобские эксцессы. В 2011 году один из руководителей партии Джеймс Хирвисаари был наказан штрафом за антимусульманские записи у себя в блоге. Год спустя он пригласил к себе правого активиста Сеппо Лехто, который во время визита несколько раз продемонстрировал нацистское приветствие.
Несмотря на такие выходки, «Партия финнов» уверенно занимает место третьей политической силы в стране.
Франция
Национальный фронт, основанный Жан-Мари Ле Пэном и одержавший немало побед под руководством его дочери Марин Ле Пэн, после мартовских выборов в местные органы власти стал третьей силой на французской политической арене. Ле Пэн старается порвать с шовинистическим образом партии, но по-прежнему настаивает на выходе из зоны евро и национализации банков.
Однако она не боится говорить о «сопротивлении агрессорам». О ком речь? О мусульманах и прочих иммигрантах, само собой. Более того, последние опросы показывают, что взгляды Марин Ле Пэн разделяют 42% французов. Умеренные комментаторы успокаивают, однако, говоря, что поддержка Ле Пэн это скорее недовольство жалким Олландом и очередными политическими скандалами, чем одобрение её программы.
Греция
Бурный кризис и крайнее недовольство Евросоюзом привели к тому, что в Греции начали набирать популярность такие группировки как «Золотая заря». Его лидер Николаос Михалолиакос в политической борьбе не был разборчивым в выборе средств – его боевики грозили противникам «перерезать глотку».
Члены движения, которое на последних выборах получило 7% поддержки, были очарованы античной Спартой. Настолько сильно, что депутат Георгиос Германис в публичном высказывании положительно отозвался об обычае сбрасывать со скалы младенцев с физическими недостатками. Перед лицом очередных обвинений группировку без сомнения ожидает полная делегализация.
Великобритания
Критика Евросоюза это амплуа одного из немногих, действительно распознаваемых во всей Европе депутатов Найджела Фараджа, коронным номером которого стало именование ЕС «союзом советских европейских республик». Его Партия независимости Соединённого королевства требует выхода Великобритании из общеевропейских структур. Цена участия в этом предприятии слишком высока – говорят члены партии.
На последних выборах партия Фараджа набрала целых 16,5% голосов, проиграв лишь одним консерваторам. Теперь – как уверяет лидер движения – они идут к полной победе. Если до этого дойдет, иммигрантам может прийтись несладко – иммиграционная политика и критика «понаехавших» являются избирательным горючим Партии независимости.
Ирландия
«Ирландцы это наименее евроскептические граждане ЕС, а брюссельской бюрократии они опасаются меньше чем некомпетентности собственного правительства», — написал недавно об ирландцах немецкий журнал Der Spiegel.
ЕС разочаровала ирландцев в принципе только раз: во время принятия Лиссабонских соглашений, которые были приняты вопреки их решительному вето. Именно на волне тогдашнего возмущения поднялся Деклан Ганлей, основатель движения Libertas, который на приближающиеся выборы идет под лозунгом большей демократизации процедуры принятия решений руководством Евросоюза.
Италия
В Италии антииммиграционный и евроскептический тон задает главным образом «Северная Лига». С тех пор как ее со скандалом покинул Умберто Босси, отремонтировавший на партийные деньги собственный дом, главой партии стал Роберто Марони. Оппозиционная «Лига» рассчитывает, что молодой премьер Монти споткнется на проведении трудных реформ, и тогда она придет к власти или урвет какую-то ее часть. «Лига» ведет активную антииммиграционную политику, которую Марони продвигал в правительстве Берлускони.
Сам Марони любит сравнивать Италию с Грецией – он полагает, что обе страны были использованы «богатым Севером»: т.е. Германией. Чтобы с этим покончить он поддерживает выход из зоны евро.
Хорватия
В Хорватии, которая стала членом ЕС менее года назад – 1 июля 2013 года – нет сильных евроскептических настроений. Страна рассчитывает, что средства из общеевропейского бюджета помогут ей осуществить реструктуризацию и «цивилизационный прыжок», а руку кормящую кусать никто не будет. Больше всего голосов на майских выборах в Хорватии получат, скорее всего, левые либералы.
Нидерланды
Голландским лицом евроскептицизма является Геерс Вилдерс и его Партия Свободы. На своих выступлениях Вилдерс, молодость которого прошла в Израиле, не боится называть Коран «фашистской книгой», а также пугать «цунами исламизации». Его антииммиграционная риторика коснулась, между прочим, и поляков.
В 2012 году партия Вилдерса создала портал, который должен был собирать доносы на иммигрантов из центральной и восточной Европы. Портал был закрыт только после вмешательство польского МИДа и Европарламента. На последних выборах в стране Партия свободы заняла второе место.
Австрия
Накануне выборов Хайнц-Кристиан Штрахе довольно потирает руки. Его Австрийская партия свободы на местных выборах получила целых 20% голосов, и на евровыборах тоже надеется повторить этот успех.
Партия предостерегает перед массовой иммиграцией из мусульманских стран, импортом исламского фундаментализма и терроризма, а возможной дискуссии о выходе Австрии из ЕС «не рассматривает как табу». Одним из ведущих политиков партии является Барбара Розенкранц, которая многократно отрицала Холокост.
Пиренейский полуостров
В Португалии – хотя и с маргинальными показателями – активность проявляет Партия народного возрождения. Её постулаты это выход из структур ЕС и НАТО. Основная цель: выделиться на правом фланге и получить хоть какое-то количество голосов. В Испании за крайних правых готовы голосовать всего лишь 0.3% избирателей.
Румыния
В Румынии отдать свои голоса крайне правым готовы в настоящий момент 2% населения. Они могут проголосовать за Партию великой Румынии, основатель которой Корнелиу Вадим Тудор писал патетические стихи, восхваляющие Чаушеску.
Остальная часть программы это крайне правая классика: раздутый национализм, обращающийся к истории, гомофобия и расизм в основном в отношении цыган и венгров.
Швеция
После удачных для шведских демократов выборов ее лидеры объявили, что число иммигрантов в стране должно сократиться на 90%. Тем не менее они постулируют поддержку для беженцев, но – внимание! – «в их собственных странах». Хотя демократы еще не имеют своих представителей в Европарламенте, опросы пророчат им не менее 10% на приближающихся выборах. Партия прославилась во время публикации карикатур на пророка Мухаммеда в датском журнале Jyllands-Posten.
Когда в мире началась дискуссия на предмет допустимости их публикации, шведские демократы не моргнув глазом разместили карикатуры на своей странице в интернете.
Словакия
Хотя в Словакии случались такие коллизии, как хотя бы высказывания Яна Слоты из Словацкой народной партии, который вину за все мировое зло возложил на цыган, венгров и гомосексуалистов, сегодня правые являются маргиналами. Новые лидеры партии, такие как Андрей Данос, решили дистанцироваться от радикальных идей. Евроскептицизм тоже не пользуется популярностью, так как в Словакии большинство общества довольно членством в ЕС.
Тем более, что благодаря инвестициям в автомобильную отрасль экономика страны чувствует себя все лучше и лучше.
Чехия
Страна, которая ещё несколько лет назад – в основном, из-за позиции Вацлава Клауса — считалась главным противником Евросоюза, сейчас отказалась от антиевропейской риторики. За радикальные партии, такие как Рабочая партия социальной справедливости, готов голосовать едва ли 1% избирателей.
У чехов довольно и собственных проблем: уже год страна не может прийти в себя после коррупционного скандала на самой вершине власти, который произвел серьезную перетасовку в местной политике.
Венгрия
Для венгерской партии «Йоббик» («За лучшую Венгрию») ЕС является главным колонизатором. Так называли Евросоюз партийные депутаты, когда в середине февраля принимался закон, допускающий приобретение в Венгрии земельных участков иностранцами на определенных условиях.
Представители партии недовольны также иностранным капиталом, геями, чужаками. Партию обвиняют и в крайнем антисемитизме, хотя ее члены открещиваются от таких обвинений. Их целью является «возрождение венгерского королевства». Но в евроскептической риторике им приходится соревноваться с премьером Виктором Орбаном и его партией «Фидес».
Популярность обеих партий гарантирует, что евроскептики после 25 мая будут составлять значительную часть венгерских евродепутатов.
Партии из стран, не являющихся членами ЕС:
Швейцария
Швейцарские евроскептики достигли в последнее время огромных успехов. Свыше половины населения страны высказалось 9 февраля против «массовой иммиграции». Проект голосования подготовил Кристоф Блохер, лидер Швейцарской народной партии, который утверждает, что иммиграция угрожает «свободе, безопасности и благополучию Швейцарии».
Взамен он предлагает гражданам альпийской республики традиционные ценности: нейтралитет, армию в виде народной милиции и закон о праве владения оружием.
Норвегия
В Осло евроскептики сейчас на подъёме. Поле многих лет бойкота со стороны других партий, популистская Партия прогресса вошла в правительственную коалицию. Прогрессисты хотят введения закона, согласно которому те, кто добивается норвежского гражданства, должны предъявлять доказательства того, что они 10 лет работали в стране и платили налоги. Партия требует расходования средств из резервов, возникших благодаря продаже нефти, и выступает против «ползущей исламизации».
Хотя репутацию партии подорвал тот факт, что в её рядах в молодости состоял террорист Брейвик, Партия прогресса является сейчас второй силой в норвежском парламенте.
Источник — «Newsweek.pl».