«Мы поступали так же как Путин»

Польский историк Эвальд Поллак попытался найти исторические параллели между Крымом и Силезией.

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл на русский язык авторскую колонку польского историка Эвальда Поллака, проживающего в Германии. Эксперт попытался найти параллели между Крымом и исторической областью в Центральной Европе — Силезией.

«Вся Польша возмущена ситуацией в Крыму! Россию называют, как всегда, врагом №1 или врагом №2, если принимают во внимание ещё и Германию. Поступают предложения о том, что следует сделать для оздоровления ситуации вокруг Крыма. Путин представляется в самых тёмных красках, а польская пресса соревнуется в придумывании самых обидных заголовках, как например, журнал «Агора» от 10 марта со статьей «Россия показала бандитскую рожу».

Когда я всё это читаю, то прихожу к выводу, что все имеют право критиковать русских, но только не поляки. Поляки должны сидеть тихо и присматриваться к дальнейшим событиям на Востоке.

Не пристало порочить иных тем, кто 96 лет назад сделал то же самое. В Польше часто не помнят или не хотят помнить о собственных грехах, не хотят осознавать того факта, что наши соседи тоже имеют к нам претензии в связи с событиями не такого уж далекого прошлого. Мы поступали так же как Путин, обосновывая свои действия той же теорией: мы идём защищать своих, идём, свято веря в правоту своего дела… В польской действительности удобнее всего ничего такого не замечать, не помнить, не оглядываться назад.

Чтобы напомнить, я поясню, о чём идёт речь. По окончании Первой мировой войны должно было возродиться польское государство, которое хотело, не прилагая больших усилий увеличить свою территорию до размеров Польши перед разделами, а при благоприятных обстоятельствах даже ещё увеличить. При подписании Версальского мирного договора новое государство вдвинуло предложения о включении в состав Польши земель, которые уже несколько сотен лет ему не принадлежали (Пруссия, Поморье, Силезия), которые Польша потеряла отнюдь не в результате каких-то там войн. Мы забыли, или хотели забыть, а может и не знали, что польская история не во всем правдива и кое в чём сфабрикована – что польский король Казимир Великий в 1339 году подписал в Тренчине договор, по которому он отрёкся от Силезии «на все времена». Говоря современным языком это значит «навсегда».

Забывают и о походе Пилсудского на Украину. А если и вспоминают, то только в контексте доблести польского оружия, храбрости и восхищения гением Пилсудского, но совсем не вспоминая о нарушении границ соседней страны, захвате части его территории. Разве этих двух примеров не достаточно для того чтобы сохранять в Польше большую сдержанность в высказывании суждений о крымском вопросе? А может быть есть желание при случае отхватить часть украинской территории, ведь когда-то это «было наше»? А теперь российская Дума предлагает нам Львов и кусок Украины. Интересно, что же будет дальше?

Бывший польский министр иностранных дел, а ныне депутат Европарламента в Брюсселе Павел Коваль выступил с предложением создания полько-литовско-украинского батальона. Националисты вслед за поэтом Яном Лехонем повторяют: «Будут слышать Львов и Вильно марш наших солдат». А премьер Туск имел неосторожность обронить что первого сентября наши дети вместо ранцев возможно возьмут в руки автоматы.

В Версале было установлено, что в 1921 году на территории Силезии состоится плебисцит, на котором жители этого региона смогут сами принять решение о государственной принадлежности своей земли. Результаты голосования показали, что 60% высказались за присоединение к Германии. Казалось бы вопрос был решён «на вечные времена». Так думал бы нормальный человек, но польская сторона видела это в ином свете. «Что нам какой-то проигранный плебисцит! Мы хотим и требуем Силезии, там есть шахты, рудники, металлургические заводы и прочая промышленность, которой у нас нет, а значит, она нам пригодится». Это ничего что Силезия уже 700 лет Польше не принадлежала, а ранее была добыта во время войн с Чехией.

Тогда в Силезию была направлена польская армия. Камуфляжем служили сорванные погоны, так как сейчас это делает Россия. Кто от кого научился? Видимо русские от поляков, ведь поляки сделали это почти на сто лет раньше. Начались братоубийственные сражения, гражданская война, так как вдруг оказалось, что один сосед не нравится другому, или брат убил шурина, желая получить его корову, которую пообещали подстрекатели, да так и не дали.

Это напоминает Балканы, Югославию, где так же до определённого момента люди разных народов жили в мире, имели добрососедские отношения, женились между собой до тех пор, пока не было посеяно зерно ненависти, которое прорастая, принесло затем плоды в виде пролитой крови и убийств на национальной и религиозной почве.

Польша было очень недовольна Версальским договором, поскольку, как заявил 29 апреля 1924 года в познаньской ратуше президент Войцеховский: «Чтобы Польша могла существовать, она должна получить все польские земли для того, чтобы снова стать державой».

Пилсудский решил добыть Вильно и договорился с генералом Люцианом Желиговским инсценировать «бунт» в его подразделениях и двинуться на Вильно. За два дня до этого, 7 октября 1920 года, Пилсудский подписал в Сувалках соглашение, согласно которому Вильно должно было отойти Литве. А 9 числа генерал Желиговский вторгся в Литву и силой отобрал город и окрестности, что составляло почти половину литовской территории. На международной арене Пилсудский твердил, что не отдавал такого приказа. Когда же Европа продолжала настаивать, и были представлены доказательства, что это ложь, то он 23 августа 1923 года признался во время своего выступления в Вильно что действительно, выдал такой приказ, полагая, что лучше будет поставить мир перед свершившимся фактом.

В 1927 году в Польше вышла брошюра под заголовком «Молитвы для польской общественности», в которой среди прочего содержалась такая молитва: «Боже, дай нашим рукам силу, пушкам – точность, танкам – выносливость, самолётам – невидимость. Во имя Твоей любви, той, которой Ты нас любишь, пусть противник завянет как трава. Пусть их женщины и их земля останутся бесплодными, пусть их дети должны будут ходить и просить милостыню, а дочери пусть будут поруганы…»

Решение Путина о вторжении в Крым и присоединении его к России разделило тамошнее общество. Русские в Крыму радуются что они, наконец-то, у себя дома, что Крым возвращается в родное отечество и они вместе с ним. Украинцы же говорят о беззаконном отрыве Крыма – кусочке территории, принадлежащей Украине, воспринимают российские войска как оккупантов и захватчиков. Референдум одни приняли с радостью, другие его бойкотировали, а третьи посчитали фальсифицированным. Мир стоит в сторонке и смотрит, что будет дальше….

Не напоминает ли это события из нашего предвоенного прошлого? Вот интересно, знает ли Путин хоть чуть-чуть польскую историю, а именно «силезские восстания», плебисциты и прочие факты нашего недавнего прошлого? Не они ли вдохновили его на теперешние действия, ибо если это так, то я уже начинаю бояться того, что же будет дальше…

В сердцах украинцев останется, однако, чувство неуверенности в завтрашнем дне, угрозы, несправедливости… Этой проблемы не решит никакая помощь из-за границы. С ней должны справиться сами украинцы, но понять их сможет только Силезия, так как она испытала подобную несправедливость».


Об авторе. Эвальд Стефан Поллак (Ewald Stefan Pollok), родился в 1941 г. Исторический публицист, автор многочисленных книг и публикаций на тему Силезии, пишет одновременно по-польски и по-немецки. Ответственный редактор интернет-журнала «Silesia-schlesien.com». Живёт в Германии.