Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл на русский язык интервью советника президента Польши Бронислава Коморовского по делам истории и национального наследия профессора Томаша Наленча. В беседе с корреспондентом «Wprost» Наленч вспомнил о негромком юбилее — 75 лет назад Гитлер потребовал от Польши предоставить экстерриториальный коридор, который бы связал Восточную Пруссию с основной территорией Германии.
75 лет назад, 5 мая 1939 года, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек выступил в польском сейме с речью, в которой сообщил о том, что правительство страны отвергло предложение III Рейха, в котором шла речь о прохождении через территорию Польши экстерриториального коридора. (Предложения предусматривали строительство экстерриториальной автострады и железнодорожной линии, которые связали бы Восточную Пруссию с основной территорией Германии.)
— Это было лучшее выступление Бека в его жизни, и одновременно одно из самых важных политических выступлений в межвоенный период истории Польши, – считает профессор Наленч. – Польша, представляемая министром Беком, высказала своё решительное «нет» агрессивной немецкой политике, что положило предел мирным территориальным приобретениям Гитлера в Европе.
По мнению советника президента, «Бек с тяжёлым сердцем произносил свою речь, поскольку отдавал себе отчёт, в какой трудной ситуации окажется Польша, когда её возьмет на прицел сосед-агрессор».
– С другой стороны министр Бек очень долгое время не принимал в расчёт такое развитие событий. Об этом может свидетельствовать тот факт, что о первых предложениях главы немецкой дипломатии Риббентропа, переданных польскому послу в Берлине Юзефу Липскому, он не сообщил ни президенту, ни премьеру. Он полагал, что это элемент, не имеющей большого значения дипломатической игры, – продолжил профессор Наленч.
Рассматривая события, произошедшие 75 лет назад с перспективы дальнейшего развития ситуации, советник польского президента утверждает, что «прежняя заграничная политика Бека по отношению к III Рейху не заслуживает похвалы».
Своими действиями Польша облегчила Гитлеру проведение его агрессивной политики, которая предшествовала Второй мировой войне. По оценке профессора, «Польша не сделала ничего, чтобы воспротивиться или затруднить проведение аншлюса Австрии, и более того, использовала вызванное этим событием смятение в Европе для того, чтобы оказать давление на Литву».
– Если же речь о разделе Чехословакии, то это позорная страница нашей истории, поскольку нельзя укрывать, что Польша принимала в нём участие. Без сомнения, это был ответ за чехословацкую агрессию 1919 года, и Польша заняла земли, ранее ей принадлежавшие, но с учётом текущих событий надлежало защищать Чехословакию, а не прикладывать руку к её разделу. Как показало развитие событий, Польша была следующей на очереди, – заметил профессор.
Томаш Наленч отметил, что критическую оценку действий министра Бека «следует смягчать и шире вписывать в ошибочную оценку намерений Гитлера, которая господствовала в то время в Европе».
— По сути дела Бек реализовал прежние указания Пилсудского, сформулированные им ранее – Юзеф Пилсудский умер в 1935 году, в которых глава польского государства рекомендовал проводить внешнюю политику таким образом, чтобы не выставлять страну на первую линию огня. Так Бек и поступал, однако в случае раздела Чехословакии, он совершил ошибку. Мы не можем точно сказать как поступил бы в этом случае сам Пилсудский, однако, по моему мнению, он не приложил бы к этому руку, – резюмировал профессор Наленч.