«Поляков не учат мудрости»

Директор Института экономических наук Польши Цезары Вуйчик рассуждает о парадоксе в республике: несмотря на высокий уровень безработицы, 78% польских работодателей говорят о проблемах при поиске сотрудников.

Несмотря на высокий уровень безработицы, 78% работодателей говорят о проблемах при поиске сотрудников. О причинах такого положения дел в интервью «Polska Times» рассказал профессор Польской академии наук, директор Института экономических наук Цезары Вуйчик. Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл интервью.

— Как возник такой парадокс на рынке труда?

— Это довольно сложная проблема, имеющая множество аспектов. Я, однако, остановлюсь на двух существенных причинах такого положения вещей. Во-первых, мы имеем дело с низкой мобильностью трудоспособного населения. Люди часто не хотят или не могут покинуть нынешнее место жительства даже ради перспективы привлекательного предложения о работе, что, конечно, имеет своё оправдание в контексте относительного низкого уровня заработной платы, а также структуры рынка жилья. А во-вторых, навыки соискателей очень часто не соответствуют потребностям работодателя.

— Иными словами мы не готовы для предлагаемой должности?

— Часто так и есть, но я полагаю, что «виноваты» в этом обе стороны, так как случается, что работодатель не в состоянии умело использовать таланты своих сотрудников, их знания, вдохновить их креативность. Методы управления часто не создают в фирме такого климата, который благоприятствовал бы адаптации работников к потребностям руководства, что очень важно для работодателя. Тем временем сложился стереотип, согласно которому вина всегда лежит на сотруднике. Да, случается и такое, но это не всегда так. Следует учитывать, что в польских фирмах чаще всего царит чрезвычайная иерархизация, они нацелены на краткосрочные результаты, а отношения между шефом и работником находятся в строго регламентированном, рабочем русле. Я плачý, следовательно, я требую. Такой низкий уровень культуры управления сильно затрудняет развитие и адаптационные способности сотрудников, а также негативно влияет на их мотивацию.

— Многие эксперты основную вину в этом случае возлагают также на систему образования.

— И с ними трудно не согласиться. Польская система образования не эволюционировала вместе с развитием страны и экономики после 1989 года. Высшие учебные заведения продолжают давать студентам главным образом технические навыки, и достаточно часто – к сожалению – на довольно низком уровне. Студентам ничего не говорят о ценностях, не формируют характера и позиций молодых людей. Их учат быстро реализовать проекты, но не задают вопрос: зачем вообще стоит это делать? Иными словами и несколько упрощая, учат эффективности, но не учат мудрости.

— А как обстоит дело с образованием и профессиональным развитием тех, кто уже работает?

— Некоторые работодатели поддерживают сотрудников в постоянном повышении квалификации, следят, чтобы они были в курсе всех последних достижений, или совершенствовали свои умения, но это капля в море. Большинство просто не в состоянии финансировать обучение, а многие забывают, что это выгодная инвестиция в будущее.

— Видимо по этой причине польские работодатели все чаще ищут сотрудников за границей, в том числе на Востоке?

— Этот тренд становится всё более сильным, но в сравнении со странами Запада, уровень миграции в Польше ещё довольно низок. Но это будет меняться. Этому способствуют открытые границы в рамках Евросоюза и потребности польских фирм, которые теряют сотрудников, которые в свою очередь выезжают за лучшими перспективами ещё дальше на Запад, а также растущий уровень зарплат в Польше.

— Что может сделать государство в этом направлении?

— Недавно мы отмечали круглую годовщину обретения независимости, и это подходящий момент для выводов. И действительно, за это время случилось много хорошего. Но одновременно в одной сфере нам ничего не удалось достигнуть. Речь идёт о трансформации сектора образования на всех уровнях. А именно качество образования является важнейшим фактором в развитии, не только в экономической сфере, но и в сфере культуры. Образование и наука в Польше остались такими же, как и 25 лет назад, а те реформы, которые были проведены в последнее время, принесут свои плоды только через какое-то время.

— Из этого следует вывод, что вся надежда на молодых поляках, которые учатся за границей и возвращаются после обучения домой.

— Именно так. В рамках клуба «Harvard Club of Poland», объединяющего польских выпускников и студентов из Гарвардского университета, мы реализуем программу «дорога в Гарвард». Победители программы едут в Соединённые Штаты, чтобы увидеть, как там проходит учебный процесс. Многие потом подают документы в этот университет. Почему? Потому что говорят, что хотят убежать от нашей системы образования. Поэтому мы сейчас в Польше должны создать для этих молодых людей хорошие условия для возвращения. Мы концентрируемся на этой задаче, а Польша становится «умной» страной. Такую философию действия мы реализуем в нашем Институте экономических наук.


Источник — «Polska Times»

Перевод — «NewsBalt».