«Россия желает стать мировой силой»

Аналитик Фонда стратегических исследований Франции Изабелла Факон, выступая в Литве, призвала «понять Россию».

Информационно-аналитический портал «NewsBalt» перевёл на русский язык фрагменты речи одного из ведущих экспертов Фонда стратегических исследований Франции Изабеллы Факон, которую она произнесла в Сейма Литовской Республики на парламентской Ассамблеи НАТО.

Действия России на постсоветском пространстве обусловлены тремя основными элементами: постоянным историческим чувством незащищённости границ, своеобразно понимаемым призванием и желанием быть не региональной, но мировой мощью.

Такого мнения придерживается аналитик Фонда стратегических исследований Франции Изабелла Факон, которая во время проходившей в Вильнюсе парламентской Ассамблеи НАТО (30 мая 2014 года. — «NewsBalt») зачитала доклад о региональном ревизионизме России.

Факон утверждает, что не пожелает быть адвокатом чёрту, однако, по её мнению, желая понять действия России, необходимо мыслить русскими категориями. Аналитик говорила, что после гибели Советского Союза Россия натурально озабочена тем, чтобы её поняли дружественные, или контролируемые ею государства. Иначе говоря, Россия стремится создать буферный щит из государств, чтобы чувствовать себя в безопасности. 

«Очевидно, что постсоветское пространство является весьма важным для стратегической рефлексий России. Вы знаете, что президент Путин основным дипломатическим приоритетом во время третей каденции объявил создание Евразийского Союза. Это не удивительно, это не ново. Этот регион всегда был под существенным вниманием политики России», — сказала докладчик.

Докладчик сомневалась относительно возможности членства Грузии и Украины в НАТО, но сказала, что понимает озабоченность государств Прибалтики, поскольку в них проживает многочисленное русское национальное меньшинство, которое может стать поводом агрессивной политики Владимира Путина против этих стран. 

Чувство опасности

Факон утверждает, что не желает оправдывать действия России на Украине или где-то в другом месте, однако по её мнению, чтобы понять поведение России, надо обратить внимание на характерное для этой страны мышление. По её мнению, первый основной элемент мышления России — историческое чувство незащищённости границ. 

«Я не применяю это как оправдание, но употребляю как объяснение, почему Россия интересуется теми государствами, смотрит, что происходит на всём её постимперском пространстве. Мнение России о ближайших соседях проистекает из советской эры. Россия в своей геополитической и геостратегической рефлексии всегда чувствовала угрозу вторжения со всех сторон. Нам, когда мы видим Россию как нападающую и агрессивно действующую, трудно понять такую оценку ситуации со стороны России», — сказала аналитик.

Она признаёт, что России характерно чувствовать своеобразное историческое призвание, поэтому часто её действия, по словам Факон, не являются только оборонными, однако в настоящее время оборонительный фактор преобладает.

«Мы знаем, что экспансия предпринимается и потому, что Россия чувствует определённое призвание, отсюда, происходящее не связано только с необходимостью обороны. Однако уклон на экспансию, при желании отразить возможные угрозы, сегодня становится основной стратегией для того, чтобы быть окружённой дружественными государствами или государствами, которые можно контролировать и тем самым защитить ситуацию в ближнем зарубежье. Вот поэтому главенствует идея — иметь буферные государства, которые были бы некоторой защитой русским землям», — рассуждала аналитик.

Свои взгляды она обосновывала местами дислокации вооружённых сил России. По словам Факон, военные базы Россия создаёт в бывших советских республиках или около них.

Обама унизил Россию?

Аналитик Фонда стратегических исследований Франции также утверждала, что Россия проявляет неумолимое желание быть не только региональной, но и мировой силой.

«Мы желали бы, чтобы Россия поменяла взгляд, но Россия всегда хотела быть признанной в качестве глобальной силы, а не только региональной. Как известно, президент Барак Обама частично наказал Россию в связи с её действиям на Украине, заявив, что Россия просто региональная сила и не имеет никакого веса на мировом уровне. Он это сделал, зная, что Россия хочет быть определяема как международная мощь, переступающая ближайшие зарубежные страны», — сказала Факон .

По словам Факон, желая стать мировой силой, Россия естественно стремится получить влияние в Азии, Европе или на Ближнем Востоке.

«Это частично поясняет, почему Россия стремится оставить след в окружающем регионе, мы должны понять, что это очень актуально сознанию России», — сказала аналитик.

Кстати, аналитик употребляла выражение «ближайшее зарубежье», которое устарело, судя по словам Андрея Илларионова, бывшего советника президента России Путина. По его утверждению, в настоящее время превалирует концепция «Русского мира», суть которого объединить разбросанные земли. По утверждению Илларионова, по мнению Путина, к «Русскому миру» относятся не только этнические русские, проживающие в других государствах, но и украинцы и белорусы, которые считаются как бы подгруппой русской нации. Мало того, под эту концепцию подпадают и все бывшие жители Советского Союза, Российской империи и их наследники, несмотря на их этническую или гражданскую принадлежность. Замечание по поводу употребления термина «Русский мир» докладчице сделала член Сейма Раса Юкнявичене (экс-министр обороны Литвы. — «NewsBalt»), по утверждению которой, этот термин не употребляется даже в самой России.

Новый взгляд: стремится охранить базу в Севастополе

«Сосредоточение оборонной политики России замечено на бывшем советском пространстве. Военная доктрина России подчёркивает факт, что в непредвиденных случаях, президент России может применить силу за границами России, в ближайших областях, где проживают русские граждане или где дислоцированы военные установки России, которым угрожает опасность. А все мы знаем, где проживают граждане России и где созданы военные базы России – все они находятся на постсоветском пространстве. Видели как это применялось в Грузии, или Абхазии и Южной Осетии, где они выдавали русские паспорта, чтобы иметь возможность оправдать военную интервенцию, как защиту граждан России», — утверждала аналитик. 

Факон говорила, что знает – это вызывает озабоченность стран Прибалтики, в которых есть также русскоговорящие общины. Правда, она выделила Литву и Латвию, однако в самом деле большее количество русского меньшинства проживает в Эстонии и Латвии. Учёная указала, что Россия имеет военные базы в Армении, Киргизии, Таджикистане, Белорусии и в Сирии. 

Она обратила внимание, что за исключением Сирии, все военные структуры России существуют на бывшем советском пространстве. По её утверждению, большинство стран, которые соглашаются на создание на своей территории военных баз других государств, также преследуют свой интерес. Такие страны могут стремиться получить поддержку зарубежных стран в случае кризиса или дестабилизации на своей территории.

На взгляд Факон, основной целью действий России в Крыму было защитить право пользоваться военной базой в Севастополе, поскольку временное правительство Арсения Яценюка могло не соблюдать имеющиеся договорённости. 

«Россия подумала, что новое переходное правительство Украины может заблокировать подход к этой базе. Множество аналитиков вам скажет, что после аннексии Крыма этот факт можно будет применить как средство давления в отношении государства, которому он раньше принадлежал. Россия это может использовать как основу для укрепления своего присутствия в регионе», — сказала учёная.

По её мнению, операция по Крыму планировалась достаточно давно, хотя может оцениваться как достаточно небольшая. По словам Факон, это показывает, что по существу России, с военной точки зрения, и в самом деле готова действовать на всём пост советском пространстве.

«Мягкая сила» России слаба, поэтому сконцентрировалась в твёрдую

«Збигнев Бжезинский защищал в этом регионе геополитический плюрализм, чтобы Россия не возвратилась к имперским замыслам. Этот геополитический плюрализм доминировал в дипломатических и экономических кругах. Большинство бывших государств Советского Союза также желали смотреть на проблему, они не желают объединятся с Россией, но Россия является единственной силой в этом регионе, здесь у ней сконцентрирована военная сила, она опередила другие силы в этом регионе. Однако, если Россия стремится подчеркнуть военную мощь – прямо или косвенно, это означает, она понимает, что способная привлечь другие государства региона её «мягкая сила» как раз ослабевает», — говорила Факон.

По её утверждению, уже во время войны России с Грузией, стало ясно, что русские военные желали, чтобы их боялись, а не любили.

Говоря о действиях России в ближайшем будущем, Факон подчеркнула: укрепляя свою военную мощь, Россия верит, что другие государства её оценят серьёзно. Основная цель России, по мнению учёной, чтобы соседи России думали, что Россия является единственной силой, которая может прийти на помощь в случае кризиса.

Аналитик говорит, что хотя в Казахстане кризис в Крыму был оценён как агрессия России, поскольку в этой стране проживает довольно значительное русское меньшинство, однако другие государства Центральной Азии, по её мнению, больше боятся не Россию, а именно Запада, который поддерживает так называемые случаи гражданского неповиновения, могущие поменять режимы.

«Поэтому в некоторых бывших государствах Советского Союза боятся, что они сами могут столкнуться с такого типа волнениями и проблемами. От того для них единственный выбор – они должны принять Россию, как государство, которое может стабилизировать политическую ситуацию. Это отвечает взгляду России», — сказала Факон.

Аналитик признала, что в последнее время Россия могла свободно действовать на своём доминирующем пост советском пространстве, поскольку администрация президента Обамы сконцентрировалась на других регионах, а страны Европы не особенно интересовались этими делами.

«Факт, что Франция и Германия не уделяли внимание «Восточному партнёрству» привело к тому, что Швеция, Литва и Польша оказались впереди этих усилий. По этой причине, параноидный взгляд русских предопределил то, что они начали думать, что это стратегия сдерживания России. Россия неправильно интерпретировала, что «Восточное партнёрство» является шагом к возможному членству стран в НАТО», — сказала аналитик.

Она отрицательно отозвалась о требовании в отношении стран Восточной Европы, особенно к Молдавии и к Украине – выбрать, или Ассоциация и договор о свободной торговле с Европейским Союзом, или договор о присоединении к Таможенному союзу с Россией.

«Ещё один вопрос, который очень важен с точки зрения стратегии. Было ли, на самом деле, хорошей идеей побуждать Украину и Грузию к членству в НАТО? Да, с точки зрения закона это легитимно, однако была ли эта хорошая идея?», — спрашивала Факон.


Источник — «Delfi.lt»

Перевод — Валерий Иванов специально для «NewsBalt».