С нескрываемым удовлетворением объявил о закрытии ежегодной конференции российских соотечественников Эстонии член местного Координационного совета и его аналога – Всемирного, руководитель Института Пушкина в Эстонии Андрей Красноглазов. Уф, обошлось без скандала!
Представителей посольства РФ в ЭР и Москвы, последние выступили с традиционно куцыми и никчёмными докладами, вполне устроило благодушие участников конференции завершившейся досрочно за отсутствием какой-либо дискуссии. Так что целый час пришлось ждать также традиционного банкета за счет российского налогоплательщика. А может это и есть вознаграждение за позицию «Моя хата с краю!»?
Короче, снова полный «Одобрямс!»
Доклады в духе советских политинформаций и всего четыре выступления в прениях в основном носили информативный характер, но при этом не содержали сколько-нибудь важной информации. Ни тебе анализа, ни выводов, ни предложений того, как, наконец, приступить к настоящей работе согласно собственному положению – Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) и закону РФ о работе с проживающими за рубежом российскими соотечественниками.
Хотя объявленные сверхважными «Решения 21 заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников (ВКСРС)» уже опубликованы на интернет-порталах соотечественников, только теперь прозвучал призыв приступить к их «проработке». Поразительно, но не нашлось места в резолюции конференции места трем самым животрепещущим проблемам: русскому образованию, работе с молодежью и эффективности соотечественных СМИ. Зато лидеры КСРСЭ (Андрей Красноглазов и Сергей Юргенс) многозначительно выражали недовольство неконструктивной критикой работы Координационного совета, а также нападками друг на друга. Они призвали отказаться от радикализма в соотечественной деятельности (!?).
Собравшихся информировали о том, что скоро будет создан специальный фонд оказания помощи русскоязычным СМИ за рубежом, а при посольствах – созданы общественные советы, призванные вырабатывать правильные направления при освещении журналистами соотечественных проблем (это не цензура?).
Ну, и конечно, чуть ли не каждый докладчик говорил о важности консолидации соотечественнных лидеров. В том числе и посол РФ в ЭР Юрий Мерзляков. Сославшись на рекомендации ВКСРС он дипломатично, но строго предупредил: «Те лица и структуры, которые не намерены руководствоваться принципами партнерства и доброжелательности, как мне представляется, обречены оставаться на обочине соотечественного движения». Это что – признание раздрая или намёк на угрозу?
Конференция подтвердила, что местный КСРСЭ остаётся «летучим голландцем» в соотечественном «море». В целом собравшиеся смотрелись статистами, отрабатывавшими «номер»… своего представительства и присутствия, подтверждая, что они – функционеры (в народе – «профессиональные соотечественники»), а не лидеры общественного мнения.
Увы, многое осталось за кадром. Например, то, что в целом движение российских соотечественников остаётся аморфным (а то и фикцией), которое тем не менее поглощает не мало денег российских налогоплательщиков. Потому что до сих пор нет ясной, мобилизующей цели, представления о том, кто же он, соотечественник, нет и ясных границ самостоятельности КСРС за рубежом, тем более в условиях, когда их деятельность регламентирована российским законом. Давно также ставится вопрос о том, что было нецелесообразно поручить работу с соотечественниками внешнеполитическому ведомству, которое в силу своей специфики, не может выполнять все поставленные задачи. Возможно, в многонациональной России целесообразно создать министерство по делам национальностей и соотечественников?
Вот, пожалуй, и всё. Ведь последние ежегодные конференции очень похожи друг на друга, их объединяет пустота, бессодержательность, формальность. Тем не менее, осмелюсь продолжить эту статью, мыслями, которые изложил буквально за несколько часов до начала конференции. Портал «Slavia.ee» может подтвердить это. Не смог разместить их вовремя из-за технических причин. Но, как ни странно, ознакомление с материалом только усилило доказательную базу сделанных только что выводов.
Можно ли реанимировать КСРСЭ?
Не дожидаясь намеченной на завтра, 14 июня, ежегодной (страновой) конференции российских соотечественников Эстонии, можно сказать: в несуществующем соотечественном «движении» ничего не изменилось, ничего не изменится.
Как была имитация деятельности российских чиновников по исполнению закона РФ о работе с соотечественниками за рубежом, так имитацией останется и борьба эстонской охранки и местных СМИ с «пятой колонной» – соотечественниками и, увы, бутафорским КСРСЭ – Координационным совета российских соотечественников Эстонии. Примечательно, что те и другие с годами только наращивают свое финансирование.
Этот самый КСРСЭ напоминает всеми забытый на водоеме буй. О пустопорожности этого совета пишут уже не только те активисты-соотечественники, которые до последнего пытались придать КСРСЭ хоть какую-то легитимность и цивилизованность, но даже те, кто оттолкнул их полтора год-полтора назад от этого Совета ради того, чтобы дорваться, до «корыта», позволяющего рассчитывать на финансирование своих проектов.
Враги среди соотечественников?!
И вот мнение вовсе не отверженного от соотечественного руководства, наоборот, с самого начала претендовавшего на лидерство в КСРСЭ издателя портала «Baltija.eu», члена правления НКО «Русская школа Эстонии», достаточно долго отвечавшего в КСРСЭ за медиа-направление Александр Корнилов:
«Нашему движению соотечественников уже восемь лет, и всё одно и то же. Мы занимаемся только тем, что делим какие-то места», «Находятся время, финансы для того, чтобы поехать тайком собирать какие-то подписи, выносить на обсуждение уважаемого собрания вопрос о недоверии… Часть нашего руководства только и занимается тем, что клеймит недовольных, своих «подтягивает».
С этим мнением совпадает и точка зрения лидера НКО «Эстония без нацизма», издателя журнала «Балтийский мир» Андрея Заренкова:
«… Движение российских соотечественников в Эстонии не стало движением, поддержанным массами», «Более года назад, когда на спецсовещаниях зарождался процесс реформирования КСРС Эстонии, были приняты неплохие решения, позволявшие при определенных совместных усилиях группы единомышленников придать КСРС легитимность и вернуть изначальный авторитет», «Сегодня, наблюдая со стороны за происходящим, у меня кроме сочувствия всем нынешним членам КСРС, иных эмоций нет… попытка скоординировать их общественные и личные интересы приводит только к новым скандалам и противостояниям».
Наконец, характеристика, которую дал на региональной конференции соотечественников в Таллине им же в свое время сформированному КСРСЭ советник посольства РФ в Эстонии Василий Попов:
«1,5 года я здесь наблюдаю постоянные склоки, разборки, и все на пути к консолидации». «Такое впечатление, что вы живёте где-то в космосе, в профессиональном соотечественном движении, а соотечественное движение с его действительно наболевшими проблемами находится где-то внизу. Но при этом некоторые из вас считают нужным спекулировать на его нуждах. Это безобразие и бардак!», «Если вы продолжите проводить деструктивную линию на раскол соотечественного движения, поверьте мне, я приму самые жёсткие меры, те, которые позволяют мои должностные обязанности и мой статус здесь, потому что для меня собрать из 368 организаций какой-то единый поток во имя тех самых простых людей — это основная задача. Кто будет мешать – тот враг».
Критичнее не скажешь! Но ведь еще и самокритично. И нет смысла приводить примеры, подтверждающие эти выводы. Они хорошо известны в узком кругу соотечественной элиты. Впрочем, если кто не в курсе этой «кухни», предлагаю при желании ознакомиться с ее фрагментами в приложении к этому материалу.
Ставить надо на общину в целом
Можно не сомневаться, что т.н. страновая (надо же такое название придумать!) конференция превратится в скучное отчетное собрание с дежурными докладами и сообщениями. Поразительно, но в объявленной заранее повестке дня не нашлось места таким центральным проблемам русского и русскоязычного населения страны, как сохранение образования на русском языке, работа с молодежью и роли СМИ в объединении российских соотечественников Эстонии. И, разумеется, не будет никакой дискуссии. Будет калька со всех предыдущих подобных конференций. Будет дежавю.
И что также можно предсказать – вся эта заорганизованность устроит гостей – дипломатов из посольства и Москвы (Министерства иностранных дел РФ, учреждений и организаций, призванных претворять в жизнь закон РФ о работе с российскими соотечественниками за рубежом). Нисколько не умаляя доли ответственности самих соотечественников, его актива и КСРСЭ, утверждаю, что главный виновник бед движения соотечественников – многолетнее безразличное или непрофессиональное отношение Москвы ко всему, что происходит с вызывающим жалость и возмущение (дискредитируется ведь и Россия!) соотечественным активом Эстонии, когда всех устраивает только «одобрямс».
Естественно, не так трагична судьба соотечественников Эстонии, как сегодня на Украине. Но и на берегу Балтики они остаются в загоне и притесняемы во многом по вине Москвы, из-за непродуманности ею изначально, как решать проблемы соотечественников.
Не изжит российский чиновничий рецидив, когда, в том числе и дипломаты, заведомо относятся к соотечественникам, как к просителям, даже, если те имеют гражданство РФ. Надо сделать так, чтобы чиновники от дипломатии отказались от навязывывшегося годами Москвой патернализма, проникшего все поры соотечественного движения, вплоть до ментальности бюрократов. Соотечественников надо отучать от иждивенчества и настраивать их на то, чтобы они помогали России, в том числе и деньгами. К примеру, КСРСЭ так и не продумал, как собирать деньги и отправлять их из Эстонии в Донецкую и Луганскую народные республики. И дело застопорилось. Оказание Россией помощи соотечественникам напоминает пожертвование из милости, такое «подаяние» развращает, делает иждивенцами, угождающими тем, от кого зависит финансирование.
Давно уже многим на местах трудно понять, кто решил отдать соотечественное дело на откуп МИД РФ, который в силу специфики не может порой вмешиваться и в безобидные проблемы соотечественников за рубежом? Нужна специализированная структура в подчинении правительства России. Да что там, и понятие соотечественник до сих пор размыто. Уже два десятилетия игнорируется специфика регионов, стран, частей света.
Пример Эстонии и информация из других стран позволяет даже задуматься о целесообразности соотечественное движения – минусов пока куда больше плюсов. «В знаменателе» – престиж России.
Соотечественник без руля и ветрил
Не прекращаются разговоры об откатах, финансовых злоупотреблениях, очевидны некомпетентность, субъективность, корпоративность, кумовство при финансировании проектов соотечественников. Пороки оказания финансовой помощи соотечественникам во многом предопределены неверными исходными принципами. Вместо того, чтобы финансировать проекты, имеющие всеобщинное значение (Центры культуры и информации, гимназия при посольстве, русское образование за рубежом, гастроли мастеров театра и кино, шоу-бизнеса), МИД РФ, Россотрудничество, различные фонды и посольства продолжают преимущественно помогать конкретным организациям или персоналиям. Такая субъективность порождает зависть и нездоровую конкуренцию.
Помнится, Москва в свое время отдавала предпочтение не всем, а только одной, понравившейся ей пророссийской партии в Эстонии («Белокаменная» отвернулась от Русской партии в пользу русскоязычной Объединённой народной партии). Это только усилило раскол русской общины, атомизировало её. В итоге с политического поля Эстонии исчезли все русские партии.
Так и нет ясности, деятельность соотечественников должна преследовать экономические, культурные или политические цели, в какой степени? Это, кстати, породило три года назад раскол КСРСЭ, когда отдельные дипломаты в Таллине стали нашептывать о том, что не надо раздражать эстонские власти отрицанием «оккупации», а эстонский народ – масштабным празднованием 9 мая. Можно даже говорить о тенденции, когда двурушники в Москве и «свои» люди в посольствах подыгрывают в силу различных причин местным этнократиям, нанося этим непоправимый урон движению соотечественников и в конце концов и России. Сегодняшняя Украина – страшный пример того, к чему это приводит.
Неопределённость и заодно безответственность порождает и двойственность иерархии КСРС в системе МИД РФ. Так, официально считается, что КСРСЭ существует при посольстве РФ в Эстонии. Но в то же время сам КСРСЭ избирается. Это удобно дипломатам: сохраняя кнут и пряник, они в случае неудач могут легко свалить свою вину на слабый КСРС, мол, они сами себя – таких, избрали. Хотя все знают, что составляет список Координационного совета курирующий его работу дипломат посольства. А еще это кураторство лишает КСРСЭ инициативы, превращает его в клуб лакеев российских чиновников, что особенно нелепо, когда в их роли оказываются соотечественники с эстонским гражданством, но призванные исполнять закон РФ о соотечественниках.
Увы, рыба всегда гниёт с головы
Но главное, до сих пор нет ясности и конкретики в постановке целей самого движения соотечественников. Если бы они были не абстрактными и декларативными, как сегодня, то можно было бы говорить об эффективности усилий, их отдаче. Но этого нет. Вспомним финансирование многолетнего проекта – «Стипендиаты московской мэрии». Кто-нибудь мониторил итоги этой акции: сколько стипендиатов осталось в России, сколько вернулось в Эстонию, принесли ли они пользу Отечеству, оправдались ли потраченные деньги?
Но даже, если бы цели России были четкими, а сроки их достижения обозначенными, можно заранее сказать, что дело было бы все равно провалено. Так как некому отвечать за исполнение порученного дела. Ведь за 20 лет не подготовлены кадры, в том числе дипломатические, которые знали и умели бы организовать работу с соотечественниками.
Как говорится, суду все ясно. Но, чтобы вынести «приговор», вместо приведенных тут навскидку проблем и провалов, достаточно ограничиться и упомянутым выше Андреем Красноглазовым – членом КСРСЭ и Всемирного координационного совета российских соотечественников за рубежом. Имея неведомую закулисную поддержку в Москве, он, три года публично выступал против защиты русской школы в Эстонии. Это при том, что как МИД РФ и посольство борьбу за сохранение образования на русском языке всячески поддерживают и сегодня. Пикантность скандалу придает то, что Андрей Красноглазов, организовавший систему обучения русскому языку эстонцев и русских детей, отданных родителями в эстоноязычные учебные заведения имеет прямую материальную выгоду от ликвидации русской школы в Эстонии. Все это также создавало дополнительную конфликтность в КСРСЭ в течение последних трех лет, и мало тех соотечественных активистов, которые не относились бы к нему резко отрицательно. Но он много лет остается «серым кардиналом» КСРСЭ. Нонсенс? Нет, кто-то в Москве покрывает Андрея Красноглазова, обеспечивает ему карьерный рост, избавляет от критики, «гасит» его оппонентов. Но тогда это – самое очевидное подтверждение того, что рыба гниет с головы.
К сожалению, многое говорит о провале движения российских соотечественников в Эстонии. И лучше не продолжать по-старому, чтобы не дискредитировать русское и русскоязычное население Эстонии и саму Россию.
Теоретически выход видится в том, чтобы отказаться от конфронтационности с местными властями и эстонским обществом, искать то, что не разъединяет, а объединяет. Задача труднопредставимая, учитывая царящую в Эстонии тотальную антироссийскость, особенно во властных структурах и СМИ и ту легкость, с которой заявляя о желании «жить с эстонцами дружно», все больше русских и русскоязычных выказывают свою лояльность государству, а, значит, и этнократии и моноэтнизму.
Русский коллаборационизм в Эстонии набирает обороты, а стоять за дело осталась горстка инициативных ура-патриотов или «накипь», которая малообразована, бескультурна, непорядочна, плохо или вовсе не знает Эстонию, ее народ, культуру и язык. Так есть ли выход, как пройти по лезвию бритвы (а сравнение очень походит для характеристики борьбы за этническое равноправие в Эстонии), чтобы сохранить солидность и профессионализм, не впадая в услужливую лояльность, не становясь манкуртом?
Ясно, что НАДО делать, а КАК?
Единственный кто озаботился накануне конференции будущим соотечественного движения в Эстонии – упомянутый выше почетный гость мероприятия Андрей Заренков, который выступил с публичным обращением к ее участникам: «Я же хотел лишь обозначить эту конференцию как возможную точку отчета, с которой вновь необходимо начинать ребрендинг (rebranding), то есть дать старт комплексу мероприятий по изменению бренда движения соотечественников от названия, логотипа, визуального оформления до принципов позиционирования и отстаиваемых нами идей. Необходимо изменить созданный в сознании и простого обывателя из русской диаспоры и местного жителя, негативный образ со знака минус на плюс».
Андрей Заренков даже предлагает, как добиться этого самого ребрендинга: «надо самим становиться властью», «сохранять свои духовные основы», «становиться весомым и влиятельным элементом гражданского общества Эстонии», «обеспечить омоложение и сменяемость этих органов в том числе и в принудительном порядке».
Но об этом все последние годы говорили и те активисты, которые оказались в результате интриг и обструкции за соотечественным забором. К тому же сам Андрей Заренков предупреждает: «Не стоит забывать, что формирующаяся русская община в Эстонии… обретет какую-то форму лишь в третьем поколении, сумевшем сохранить свою ментальность и любовь к России». Наконец, когда он говорит о блестящих перспективах соотечественного движения, его оптимизм явно зашкаливает: «репка-то выросла большая-пребольшая», просто вцепившиеся в нее бабки, дедки, внучки и «жучки» этот продукт вытащить не могут: либо сил нет, либо тянет каждый в свою сторону».
Но где автор видит эту большую-пребольшую соотечественную репку? К тому же, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот и одолевают сомнения. Ведь предлагаемое Андреем Заренковым – снова декларация о намерениях, без расшифровки КАК их реализовать. Потом, задача эта далеко не местного уровня, тем более, что качественный уровень нынешнего КСРСЭ ниже плинтуса. Эти вопросы должны быть центральными во всех российских структурах, призванных заниматься проблемами российских соотечественников за рубежом. Многие беды не только от того, что некому правильно тянуть репку, а в том, что репка-то пока хилая выросла.
Не поздно ли мы встрепенулись, не наступили ли необратимые процессы? Во всяком случае вот свежее социологическое исследование фирмы SaarPoll. Установлено, что доверие русского и русскоязычного населения к институтам власти Эстонии продолжает расти. Уже 36% опрошенных из них доверяет НАТО, объявившему Россию своим противником, 62% – Силам обороны и 46% – военизированной националистической организации «Кайтселийт», прославившаяся жестокостью в «бронзовые ночи», известная тем, что будучи преобразованной в годы Великой Отечественной войны в оккупационную полицейско-карательную организацию «Омакайтсе», прислуживала нацистам.
Но разве все это волнует страновую конференцию, озабочены ли этим в российском посольстве в Таллине и в МИД РФ? Так что стоит напомнить истину: желания соизмеряются с возможностями.
Источник – «Slavia.ee».