Кто друзья «Чёрного Ленина»?

Адвокат Илларион Гирс, защищавший чернокожего активиста ополчения в Крыму и Новороссии Бенеса Айо, рассказал перспективы дела.

Известный чернокожий активист ополчения в Крыму и Новороссии Бенес Айо по прозвищу «Чёрный Ленин» вчера вышел на свободу после досудебного тюремного заключения в Латвии, куда он был депортирован после пыток со стороны Службы безопасности Украины. О том, что стоит за его освобождением корреспондент REX расспросил латвийского правозащитника Иллариона Гирса, чья работа и лежит в основе случившегося освобождения.

— Является ли освобождение Айо следствием того, что латвийские власти отказались от его уголовного преследования?

— Нет, уголовный процесс против Айо продолжается, Полиция безопасности собирается ходатайствовать в прокуратуре о предъявлении ему обвинений, и настаивала на оставлении Айо в тюрьме.

— Почему же тогда его отпустили?

— Потому, что на этот раз сменившийся судья принял решение по закону в условиях спавшего политического давления. Оставление Бенеса под арестом в условиях отсутствия каких-либо следственных действий на основании голословного утверждения ПБ «может совершать преступления» было бы уже крайне нелепым — это дало бы железобетонное основание для жалобы Айо в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) за нарушение презумпции невиновности, поскольку карательный, а отнюдь не упреждающий, характер досудебного арест стал бы очевидным.

— Означает ли это, что с освобождением у Айо больше нет оснований для претензий на международном уровне?

— Перспектива в ЕСПЧ по упомянутому основанию теперь значительно затруднилась, но характер его досудебного ареста остаётся карательным, и основания для жалобы есть. Кроме того, у Айо есть основания для жалоб в международные инстанции и по другим основаниям, в том числе и в связи с пережитыми им пытками со стороны Службы безопасности Украины при укрывательстве Полиции безопасности Латвии.

— У вас есть опыт успешного судопроизводства в ЕСПЧ, будете ли именно вы тем, кто придаст делу Айо международное развитие?

— Затрудняюсь ответить. Моей задачей в деле Айо было оказать ему первую правовую помощь и добиться его освобождения из под ареста, в сотрудничестве с присяжным адвокатом Иммой Янсон эта задача выполнена. Я уже перегружён делами защиты своих ближайших товарищей по борьбе за русскую правду в Латвии, поэтому склонен думать, что для дальнейшей правовой защиты своих интересов Бенесу лучше поискать кого-нибудь другого.

— В ваших с Айо записях в соцсети «Фейсбук» по случаю его освобождения есть противоречия, он пишет, что в его освобождении принимали участие «многочисленные жители Латвии, России, Украины и Великобритании, которые помогали информационно и материально во время моего пребывания в тюрьме», а вы в свою очередь написали: «От себя благодарю всех, кто проявил деятельное неравнодушие в содействии мне по делу защиты Бенеса, вас таких было очень мало, и тем ценнее участие каждого из вас». Чем обусловлено такое противоречие?

— Это обусловлено тем, что Бенес до сих пор так и не осознал тот досадный факт, что вопреки ожиданиям, по-моему вполне заслуженным, на выручку ему в беде пришли единицы. В деле его освобождения достойное уважения участие приняли лишь его мать, шурин и один нацбол — Милютин, остальное содействие было оказано отнюдь не теми, кого он прежде называл своими друзьями и соратниками. В сборе средств на юридические расходы по его освобождению помимо его матери, товарищества «Русская Заря», европарламентария Жданок, поучаствовало ещё лишь четверо. Несмотря на ожидания Бенеса, в Латвии не прошло ни одного пикета за его освобождение. На призыв поручиться вместе со мной перед судом за Бенеса из известных в Латвии общественников, зовущихся правозащитниками, не откликнулся никто. Вместо того, чтобы игнорировать этот горький опыт, я бы на месте Бенеса призадумался о том, кто есть кто среди тех, кого он в Латвии и России считает своими друзьями.

— Помимо того, что вы сами профессиональный юрист, вы сами являетесь одним из наиболее преследуемых в Латвии борцов за права русского населения. Как вы думаете, случись вам оказаться узником русской совести в латвийской тюрьме, многие ли окажут содействие лично вашему освобождению?

— В том, что те, кого я называю друзьями и соратниками, сделают всё от них зависящее я не сомневаюсь. Что до поддержки со стороны со мной лично не знакомых сторонников борьбы товарищества «Русская Заря» против латышской этнократии, то по справедливости она должна быть сильной, но по факту, как и в случае с Бенесом, её может не оказаться и вовсе — всему виной местные так называемые русские СМИ, в которых честные борцы за равноправие подвергаются постоянному чернению. Однако всё проходит и близится момент, когда значительная часть русского сообщества Латвии взглянет правде в глаза, и увидит, что настоящими защитниками русских интересов в Латвии являются именно те, кого сегодня местные СМИ им ложно выдают за экстремистов, маргиналов или клоунов.


Источник – REX