«Подлое освещение украинских событий – подтверждение чудовищного лакейства эстонской прессы»

Публицист Димитрий Кленский высказался о коллаборационизме в русской журналистике Эстонии.

Можно понять недавно выпущенного на волю властями Донецкой народной республики взятого в заложники наблюдателя ОБСЕ от Эстонии Тыниса Ассона, заявившего в эксклюзивном интервью еженедельнику «Ээсти Экспресс»: «Мы и сами не понимаем, как хорошо нам жить в Эстонии. Меньше нытья, надо искать решение проблем! Предлагаю всем рецепт, которым подбадривал своих спутников в трудные минуты: «Мыслите позитивно!» 

Что ж, побудешь 31 день в заложниках, даже у гуманных донбасских «сепаратистов», так не то запоёшь от радости после освобождения. И будешь ценить жизнь, как таковую!

Но никак не перестаёт возмущать передовая статья журналиста Нины Рачинской в еженедельнике «День за днём» (28.06.2014). Она, разгорячённая патриотическим чувствами в Яанипяэв и День Победы под Вынну, как бы о том же: «В той самой старой, настоящей Европе не принято, неприлично жаловаться… для взрослого человека с головой и всеми конечностями это стыдно. У нас ещё нет».

Сытый писака голодного русского не разумеет

И сразу вопросы. Кто это «мы»? От имени кого вещает журналист? Поначалу она поясняет, что речь о «взрослых и по любым меркам небедных людях». Подумалось, что коллега будет упрекать наш русский и русскоязычный средний класс в равнодушии к остальным, бедствующим членам т.н. Русской общины. Не тут-то было. И вот она уже говорит от имени всех: «Отчего мы так любим ныть и жаловаться?» И тут же «всех» попрекает, мол, как же так: «Сегодня десятилетний ребёнок морщит нос от старого мобильного телефона. Ожирение – бич общества. Редкий житель Эстонии средних лет не побывал за границей в качестве туриста. Но всё равно – плохо живём!»

Не понять автора: с одной стороны журналист по сути попрекает обывателя: «… стол ломится, приготовленные шашлыки уже не лезут в горло, малолетние отпрыски рубятся в какие-то игры на мобильниках, а их отцы и матери хором жалуются на жизнь… все приехали на загородную дачу на новых и недурных машинах, у всех квартиры, дачи, старшие дети в университетах учатся… в принципе, нормальный средний европейский уровень», с другой, странный вывод: «Жалуешься – значит, расписываешься в собственном неумении строить свою жизнь…». Так ведь сам автор утверждает, что у тех, кто у нас жалуется, вполне «европейский уровень». Но тогда к чему её упрёки в том, что «мы» жалуемся. Вывод простой: либо это не имеющая отношения к рассматриваемой проблеме русская блажь – жаловаться по поводу и без оного, либо «мы» жалуемся на то, что игнорирует Нина Рачинская и редакция «ДзД», от имени которой она и выступает.

Так оно и есть – русскоязычный журналист выступает в роли апологета дикого капитализма, возлагающего вину исключительно на самих работников, у которого, мол, всегда есть равные шансы с другими. Это – демагогия, мнимая конкуренция, так как в очереди всегда, кто-то – первый, кто-то – последний, который может остаться с носом.

Поразительно, но в том же номере еженедельника ученый Таллинского университета Тийна Тамбаум пишет о том, что в Эстонии живёт 500 тысяч людей в возрасте старше 50 лет, и среди них у 42% присутствуют симптомы депрессии. Это – 200 тысяч жителей!

Более того, социолог пишет: «Депрессия угнетает 32% занятых работой людей, объективные исследования подтверждают этот результат». И добавляет: среди тех, кто не охвачен трудовой занятостью, этот показатель равен 49%! То есть, соответственно, треть работающих и половина не занятых трудом. Так это их упрекает Нина Рачинская в безволии, причём речь идёт и об эстонцах тоже? 

Не лучше ль заняться поиском социальных причин в обществе и государстве? Что и делает учёный, но не журналист. Тийна Тамбаум продолжает: «Мы считаем депрессию неизбежным фактором, сопутствующим пребыванию на пенсии. Всё это должно стать поводом к размышлению для государства и местных самоуправлений». Это противоречит установке Нины Рачинской: «Другая психологическая причина для вечных жалоб – убеждённость в том, что кто-то нам что-то должен. Должен, но не делает!» Да, Нина Рачинская, ДОЛЖЕН, но, увы, НЕ ДЕЛАЕТ. И это касается государства, которое журналистка тщательно защищает, выводя его «из игры».

Или что, пенсионеры виноваты в том, что получают пенсию, в размер которой, поворачивая пальцем у виска, не верят люди Северной Европы. Они не понимают, как можно прожить за 300-350 евро в месяц?!

Впрочем, и Тийна Тамбаум указывает на то, что «самые быстрые перемены люди способны внести в свою жизнь сами». Но Нина Рачинская, абсолютизируя, удивляется: «А от самого человека вроде, как ничего не зависит: от образования, специальности, квалификации, предприимчивости, трудолюбия, умения расставить приоритеты и завязать на время потуже поясок». Кстати, последнее просто восхищает! Да «мы», включая и эстонцев, только и делаем, что живём с этим тугим пояском (т.е. картофельной шелухой, обещанной «нам» в своё время самой Марью Лауристин (министром социальных дел Эстонии в 1992-1994 гг. — «NewsBalt»). Но по Рачинской получается, что за всё в ответе только сами жители Эстонии, т.е. «мы».

«Ты виноват уже тем, что хочется мне кушать»

Но разберёмся. То, что «ребёнок морщит нос от старого мобильного телефона», ещё не говорит о том, что «мы» зажрались, а о том, что мобильный телефон сегодня столь же обычен, как в своё время калькулятор, а ещё раньше – шариковая ручка. И что тут предусмотрительного, если при этом кто-то хочет необычную ручку, калькулятор, теперь – мобильник? Но это – не главное. В наше время произошло заметное социальное расслоение общества, что объективно усиливает негатив – ультразависть к тому, что кто-то живёт лучше. Наконец, как соотнести довод Нины Рачинской с тем, что в Эстонии живёт впроголодь более 70 тысяч детей, в основном – русские и русскоязычные. Каждый четвёртый ребёнок в стране. Это они «морщат нос»?

Теперь насчёт массового ожирения. Согласен, лень человеческая имеет место быть. Но позволительно ли обобщать? А США, где всё прекрасно, отчего-то тоже «процветает» ожирение населения. Стало быть причины проблемы глубже. И снова о роли государства. О каком оздоровительном беге людей можно говорить, когда многие зарабатывают на житье-бытье (особенно молодёжь) сразу у двух-трёх работодателей? Домой они приходят спать! А что сделали местные самоуправления Таллина для приспособления пустующих шикарных школьных стадионов для массового занятия физкультурой?

Или о массовом туризме. Заявление, что средних лет эстоноземелец всяко бывал за границей туристом, звучит как чуть ли не упрёк. По такой примитивной логике Нины Рачинской можно раскритиковать довоенную (между мировыми войнами) независимую Эстонию только на том основании, что мало кто в те времена мог позволить себе поехать туристом даже в Финляндию. (У моей матери перед окончанием гимназии был выбор – сшить выпускной наряд или съездить туристом в Стокгольм, а в перестроечное, но всё ещё советское время она дважды свободно слетала в Канаду к своей школьной подруге). И как тут не съязвить – сегодня около ста тысяч жителей Эстонии покинули родину в поисках работы за рубежом. Так что, насколько у нас развит такой «трудовой туризм» в поисках работы, настолько и меньше социальное напряжение в обществе, уровень жизни в котором из-за такого спокойствия никак не стал (средне)европейской.

Кстати, журналист непозволительно ставит на одну полку наше время и советскую эпоху. Неужели жизнь топталась бы на месте только потому, что в Эстонии сохранилась бы советская власть? Нет, конечно. Но как и подобает коллаборационирующему русскому Эстонии, Нина Рачинская для пущего доказательства своей лояльности к нынешней власти, ни к селу, ни к городу, вульгарно обвинила в низких заработных платах «социальный эксперимент со строительством коммунизма». Приехали! Тогда в этом с таким же успехом можно обвинить и солнечную активность. Или журналист не знает, что в довоенной Европе ставили и другие эксперименты – это фашизация Италии и нацификация Германии. Но неужели этим можно объяснить теперь высокую там зарплату?

Что касается «образования, специальности, квалификации». Неужели «День за днём» ничего не знает о «загробленной» русской школе Эстонии, о том, что уровень высшего образования среди русских и эстонцев в 1990 году был одинаков, а сегодня он у русских в два раза ниже, чем у эстонцев? Это что, русские за 23 года стали менее способными или тупыми? Да, нет, такова последовательная антирусская политика Эстонского государства.

Совсем смешно читать упрёки в нехватке «предприимчивости, трудолюбии, умении расставить приоритеты». И это при том, что Комиссия ООН зафиксировала отторжение русского населения Эстонии на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни страны.

Наши «придворные СМИ» – без стыда и совести

Стыдно не знать это, и не видеть нашу «бархатную» этническую дискриминацию, которую игнорирует эстоноязычная пресса и наша политэлита, включая русскоязычную.

Стыдно не замечать лицемерие и цинизм эстонских коллег, да и всей «четвёртой власти», ставшей по определению порядочного журналиста Аллана Алакюла «удлинением руки власти», или «придворными СМИ». Кстати, подлое освещение ими событий на Украине – подтверждение чудовищного лакейства прессы перед властью и сильными мира сего.

Стыдно, что только один русский и русскоязычный житель из трёх имеет право участвовать в парламентских выборах и референдумах. Стыдно, что даже перфектно владеющий эстонским языком русский молодой человек в два раза проигрывает эстонскому сверстнику в карьерном росте. Стыдно, что во властных структурах всех уровней неэстонцы составляют около 2-3%, хотя они составляют треть населения страны. Стыдно, что православные приходы, ориентирующиеся на Московский Патриархат, до сих пор лишены своей довоенной недвижимости.

Стыдно, что на днях произошёл (в который раз!) инцидент в столичном магазине одной из крупнейших в Европе розничной сети по торговле одеждой, шведской компании «Hennes & Mauritz» AB (H&M). Об этом сообщает портал Baltija.eu: 

«Жительницу Таллина «С» отказались обслуживать на русском языке, поскольку «в Эстонии говорят по-эстонски или, в крайнем случае, по-английски», а на сказанное заведующему банальное: «клиент – король» последовали саркастические улыбки и смех наблюдавших со стороны магазинных работников».

Возмущает даже не сам по себе пошлый и отвратительный бытовой национализм (читай: русофобия), а полное безразличие к этому эстонского общества и Эстонского государства.

Так что, подытоживая, хочу не только не согласиться с Ниной Рачинской и редакцией «День за днём», но смею утверждать: русский и русскоязычный обыватель, даже если это только круг знакомых Нины Рачинской, имеет право не только жаловаться на что-то, не только публично осуждать пороки нашего моноэтнического общества, но и выступать на улице против любого негатива, что «почему-то» массово демонстрируют преуспевающие европейские «бюргеры» даже в странах Западной Европы. Видать, чтобы не допустить этого и у нас, в частности, нужны такие передовые статьи, и не только в «День за днём».


Источник – «Slavia.ee»