По данным Министерства здравоохранения Украины, за время конфликта на Востоке страны погибло 478 мирных жителей. Реальные цифры, по всей видимости, больше. Если добавить к этому погибших в ходе боевых действий комбатантов, счёт которым тоже идет на сотни, а также погибших на Майдане и сгоревших в Одессе, то количество жертв перевалит за тысячу человек. Общее число беженцев неизвестно. Только в России за получением статуса беженца обратились более 20 тысяч человек, при том, что значительная часть выехавших из Украины не регистрируется. Кроме того, происходит значительная внутриукраинская миграция из зоны конфликта.
Гражданская война на Украине началась. Чем дольше мы будем отказываться от осознания этого факта, тем глубже будет этот конфликт. Раздиравшие украинское общество на протяжении последних лет конфликты не разрешены. Последствия революционного слома приводят к распространению нестабильности не только на Восток страны, но и на другие регионы.
Углубляет гражданскую войну фактический вакуум власти и необходимость использовать насилие, чтобы его заполнить. Началом безвластия послужил переворот в Киеве, по результатам которого к власти пришёл олигарх Пётр Порошенко, не имеющий мандата доверия со стороны большинства украинцев. В президентских выборах в мае 2014 года приняло участие 50,22% избирателей, и за Порошенко было отдано 54,7% голосов. Власть в стране находится в руках человека, за которого проголосовали чуть больше четверти избирателей страны.
При этом президент не обладает полнотой власти, поскольку в феврале 2014 года парламент возобновил действие Конституции в редакции 2004 года. Её главной особенностью стало перераспределение полномочий в пользу правительства и Верховной Рады. Новое правительство Арсения Яценюка оказалось наполнено представителями прежней политической элиты и отдельными практически случайными людьми, задачей которых было принять на себя ответственность за нарастающие проблемы в украинской экономике и обществе. Это побуждает Петра Порошенко требовать внесения изменений в конституцию, черновой проект которых уже подготовлен его командой, а также роспуска парламента и проведения новых выборов.
Существуют и неформальные ограничения президентской власти. Порошенко стал компромиссной фигурой среди прочих украинских олигархов. Однако оборотной стороной этого стала их практическая самостоятельность во внутренней политике Украины. Миллиардер Игорь Коломойский возглавил Днепропетровскую область, Сергей Тарута — Донецкую область, ряд новых глав регионов являются ставленниками представителей крупного бизнеса. Таким путём лидеры революции попытались увязать проблему единства страны с интересами крупного бизнеса. Успешность этой стратегии сомнительна – местничество олигархов делает их полновластными хозяевами своих уделов и побуждает их оспаривать власть Киева.
На этом фоне происходит умножение числа участников гражданского противостояния. С обеих сторон конфликта на Востоке страны воюют разнородные группы, соблюдающие лишь относительное единство. Со стороны Киева в военной операции участвует регулярная армия, однако наиболее боеспособными признаются снаряжённые за счёт средств крупного бизнеса отряды добровольцев («Азов», «Донбасс-1», «Донбасс-2», «Киев», «Украина», «Днепр», «Харьков», «Темур») и подразделения Национальной гвардии. Командование этими батальонами зачастую осуществляют не профессиональные военные, а националисты-энтузиасты. Жестокость ведения ими боевых действий усугубляет противостояние и усиливает приток добровольцев в ряды ополчения Донецкой и Луганской народных республик.
Поскольку с обеих сторон боевые действия ведутся организованными группами добровольцев, грань между комбатантами и нонкомбатантами стала практически неразличимой. В противостояние прямо или косвенно вовлекается мирное население и его уничтожение уже не является препятствием для проведения Киевом военной операции.
Признание конфликта на Украине гражданской войной даст возможность объединить усилия внешних заинтересованных сторон. Платформой совместных действий может стать Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года. Этот договор обязывает стороны противостояния гуманно обращаться с мирным населением, пленными и ранеными. Конвенция защищает эти группы от посягательства на их жизнь и осуждения без предварительного судебного решения, а также предполагает организацию помощи раненым. Помимо прочего, положения конвенции являются необходимым базисом работы на территории конфликта международных организаций, включая Красный Крест и ОБСЕ.
Безусловно, правовые нормы не смогут предотвратить скатывание Украины к гражданской войне. Власти в Киеве не отдают себе отчёт в долгосрочных последствиях своих действий. Украине требуется помощь извне. Опираясь на международное право, международные посредники могут и должны сыграть свою роль в прекращении войны и гарантировании прав мирного населения. Международная гуманитарная операция на Востоке Украины становится необходимостью.
Источник — «Внешняя политика».
Справка «NewsBalt». Аналитическое агентство «Внешняя политика» — московская исследовательская организация, которая анализирует текущую политику и консультирует в сфере международных отношений. Агентство основано в 2014 году выпускниками МГИМО (У) МИД России.