«Война на Украине девальвировала концепцию Польши как лидера блока Центральной Европы»

О банкротстве оборонных стратегий Польши высказался публицист, главный редактор портала «Политика Всходня» Пётр Мачёнжек.

Украинский кризис позволил Польше проверить пригодность концепций безопасности страны, которые реализовались на протяжении последних 25 лет. Какую же ценность перед лицом данного теста показали тщательно разрабатываемые политические форматы и конструкции билатеральных союзов? Ответом на этот вопрос может служить недавнее высказывание главы польского МИДа Радослава Сикорского для испанского издания «ABC»: «Мы в Польше не находимся и даже не можем себя чувствовать в состоянии безопасности…».

Риббентроп-Бек? Скорее Риббентроп-Молотов…

Ещё недавно популярный в нашем министерстве иностранных дел тезис о необходимости заключения стратегического союза с Германией de facto обанкротился с учетом реакции Берлина на аннексию Крыма, или на события в Донбассе. Наш западный сосед изо всех сил старается, чтобы размер санкций, накладываемых на Россию, был как можно меньшим, а также неустанно призывает к прекращению боев на Украине, но de facto по принципу uti possidetis (принцип в международной практике, который означает, что новые государства, получившие независимость, имеют ту же территорию и с теми же границами, которые имели прежде, будучи колониями или зависимыми территориями, в том числе административными единицами в составе других государств), а не status quo ante bellum (положение, существовавшее перед началом войны). 

Более того, кажется, что ФРГ не только старается воспользоваться плодами российской реконкисты на постсоветском пространстве, но вдобавок способствует уменьшению единства внутри Североатлантического союза, категорически не соглашаясь с размещением дополнительных сил НАТО на территории Польши и государств Прибалтики. Интеллектуально привлекательная концепция пакта Риббентропа-Бека не прошла проверку реальностью, поставив под знак вопроса политику безопасности, которую Польша проводила несколько последних лет.

Веймар, унесённый «Мистралем»

Стоит присмотреться и к тому, что делает Франция, которая вместе с Польшей и Германией входит в состав Веймарского треугольника. До сих пор наш союзник не решился порвать с противоречивым намерением поставлять оружие в Россию, которая угрожает многим членам НАТО. Известная торговая сделка по продаже десантных кораблей типа «Мистраль» теоретически может не состояться, но только в случае принятия третьего этапа санкций. А это маловероятно.

Тем временем Париж проводит учебную подготовку находящихся на территории Франции российских моряков, которым предстоит вскоре служить на военных кораблях «Севастополь» и «Владивосток». Чтобы сделать ситуацию ещё, смешнее наш французский союзник, несмотря на то, что вооружает враждебную нам страну, одновременно с этим принимает участием в торгах, связанных с ключевыми программами по модернизации польской армии, касающихся, например, воздушной обороны, подводных лодок и т.д.

«Комплекс Трианона» осушил Междуморье

Война на Украине девальвировала также концепцию Польши как лидера блока государств Центральной Европы, который должен был противостоять российскому доминированию в регионе. Неприятным сюрпризом для общественного мнения стала позиция Венгрии и Словакии, которые, несмотря на продолжающийся военный конфликт на Украине, упорно поддерживали Россию в комплексе инициатив, направленных против Киева.

Я имею в виду, к примеру, поддержку, которую оказал венгерский премьер Орбан проекту «Южный поток», а так же блокирование словацким премьером Фицо так называемого большого газового реверса «Большие Капушаны – Ужгород», по которому было бы возможно поставлять Украине огромное количество голубого топлива (потенциальная пропускная способность до тридцати миллиардов кубометров!). Естественно, как и в случае с Германией существенным является не только экономический аспект реакции на украинский кризис. 

Политические декларации, такие как требование автономии для венгров на Украине, выдвинутое Виктором Орбаном уже после аннексии Крыма и во время развивающейся российской операции в Донбассе, имеют такое же значение. «Комплекс Трианона» (речь идёт о мирном договоре, подписанном в большом трианонском дворце Версаля 4 июня 1920 года, согласно которому среди прочего Венгрия потеряла выход к морю и значительную часть территории. — «НьюсБалт») поддержал ревизионистскую позицию Москвы и одновременно выявил большой потенциал для дезинтеграции Вышеградской группы, или её расширенного формата за счёт Румынии, где имеется значительное венгерское меньшинство. Это очень тревожное явление.

Америка поддерживает НАТО «двух скоростей»

Реакция Соединённых Штатов на украинский кризис с перспективы польских интересов выглядит позитивно на фоне действий государств Евросоюза (в меру действенные санкции, интенсификация военных учений в центральной Европе, поддержка миссии «Baltic Air Policing» и т.д.). Однако это не означает, что реакция США соответствует уровню текущих событий. Это особенно бросается в глаза, если речь идёт о «постоянном ротационном присутствии», которое подразумевает рост участия армии Соединённых Штатов на территории Польши. 

Вышеупомянутая формулировка даёт нам пример искусства американской эстетики, поскольку действия Вашингтона не нарушают соглашений с Россией, заключённых в 90-х гг. Североатлантический союз взял тогда на себя обязательства не размещать на территории своих новых челнов значительных боевых сил. Несмотря на то, что военная агрессия России на Украине делает эти соглашения недействительными, США по какой-то причине продолжают их соблюдать.

Шведская проблема с нейтралитетом

Польские союзы de facto обанкротились перед лицом конфликта на Украине. Это печальный факт и не совсем ясно, какие действия в связи с этим стоит предпринять. Усилить сотрудничество со Швецией (модная концепция)? Да только, честно говоря, это европейский середнячок (располагающий, правда, современной технологией). Вдобавок ко всему до настоящего времени Швеция не определилась, какую политику безопасности она собирается проводить.

Дебаты на тему присоединения нашего северного соседа к НАТО, создание шведско-финского союза или вступление в ряды планируемого оборонного союза северных стран продолжаются долгое время и не приносят конкретных результатов, несмотря на усиление враждебных действий со стороны России. Наиболее выразительным примером таких действий был, видимо, прошлогодний пролет российских бомбардировщиков Ту-22M3 над островом Готска-Сандён. Это произошло во время важнейшего лютеранского праздника – Великой пятницы. Данное событие показало беспомощность шведских ВВС и подвергло опасности Стокгольм.

Si vis pacem, para bellum

Таким образом, мы видим, что Польша должна рассчитывать, прежде всего, только сама на себя, иными словами предназначать соответствующие средства на модернизацию армии и последовательно заниматься этим вопросом, не оглядываясь на текущую международную конъюнктуру. В условиях новой реальности коррекции требует и военная доктрина, что уже признал президент Коморовски, с учётом обстоятельств, вызванных началом украинского конфликта. Об этом, кстати, уже говорил Сикорски в вышеупомянутом интервью для издания «ABC»:

— Мы ожидаем, что во время саммита НАТО в Уэльсе будет принят принципиальный пакет гарантий для нашей (польской) безопасности. Чем больше выражений солидарности мы получим от наших союзников, тем больше мы будем готовы к участию в зарубежных миссиях, лежащих в интересах всего континента.

Если Польша не получит таких гарантий, то мы ограничим эти миссии до минимума, сосредоточившись на обороне собственной территории – даёт понять глава польского МИДа. 

Главное, чтобы он сдержал слово.


Источник — Defence24.pl.

Об авторе. Пётр Мачёнжек (Piotr Maciążek). Создатель и главный редактор портала PolitykaWschodnia.pl, посвящённого вопросам «Восточной» политики. Публицист, эксперт по вопросам бывшего СССР, комментирует политические события на страницах интернет-изданий, в прессе, на радио и телевидении. Принимает участие во многих престижных международных конференциях и форумах.