Польский политикум изобразил «бурный восторг» после того, как вечером, 30 августа, из Брюсселя поступили сообщения об избрании премьер-министра Польши, главы партии «Гражданская платформа» (РО) Дональда Туска новым председателем Европейского совета.
«Сегодня Польша пользуется огромным успехом», – заявил президент Бронислав Коморовски, комментируя, по его словам, «выигрыш не только престижной, но и очень важной позиции председателя Европейского совета», что «является признанием достижений и положения Польши в европейском мире, в западном мире». Избрание Дональда Туска – это повышение потенциала и силы польского голоса, подчеркнул партнер РО по правящей коалиции, глава Польской крестьянской партии (PSL) Януш Пехочиньски. Даже непримиримый оппонент власти, председатель «Права и справедливости» (PiS) Ярослав Качиньски накануне саммита заявил о поддержке кандидатуры Туска.
Эйфория от «нашего человека в Брюсселе» волной прокатилась по польской прессе, частично затронув даже некоторые европейские издания. И только редкие скептики напоминали, что пост председателя Европейского совета – вовсе не ключевая позиция в Евросоюзе. Что в качестве главного представителя ЕС на международной арене председатель Европейского совета должен действовать «без ущерба для роли Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности».
Между тем, таким новым представителем стала итальянский министр иностранных дел Федерика Могерини, против которой активно выступали Польша и страны Прибалтики, обвиняя ее в «пророссийских симпатиях». Так что когда El Pais надеется, что «Туск и Могерини смогут хорошо дополнить друг друга, так как поляк является сторонником жесткой политики против Путина, а итальянка обвиняется в симпатиях к Москве», за этим виден намек, в каких непростых условиях будет рождаться новая внешнеполитическая концепция Брюсселя.
Туску также придется приложить немало усилий, чтобы в глазах ряда европейских стран дистанцироваться от «немецкого акцента». По замечанию Le Monde, «он не говорит по-французски, очень плохо говорит по-английски и отлично знает немецкий, что дает довольно точное представление о его геополитических предпочтениях: близости к Берлину, реализму в отношениях с США и вежливой дистанцией по отношению к Франции». Между тем, в Берлине не стесняются признавать «успехи» своего польского «друга». Как заявила на днях канцлер Ангела Меркель, «заслугой Туска является улучшение германо-польских отношений, которые давно не были так хороши, как сейчас». При этом Берлин требует от премьера поскорее оставить руководство «Гражданской платформой», так как в новом статусе он должен стать «равноудаленной фигурой». Но, похоже, вся «равноудалённость» в итоге сведется к тому, что избрание Туска станет, скорее, достижением Германии, чем Польши.
Разобраться со своими делами польский лидер должен до 1 декабря. За эти три месяца ему предстоит решить непростое уравнение: кого оставить на хозяйстве в партии и кто станет его преемником на посту главы кабинета министров. Первые соображения Туск пообещал высказать во вторник, 2 сентября. А здесь возможны варианты. Политологи предупреждают, что новый кабинет будет гораздо слабее, поскольку в РО не осталось харизматичных политиков, которые бы могли заменить уходящего главу правительства». Среди основных претендентов называют маршала Сейма и первого вице-председателя «Гражданской платформы» Еву Копач (подробнее о ней здесь) и министра обороны Томаша Семоняка. В пользу первой приписывают то, что она «знает нужды избирателей». В пользу второго – тесные и дружественные отношения с единственным на сегодня авторитетным и пользующим популярностью в народе политиком, Коморовским.
С учётом того, что Туск превратился в «хромую утку», во внутрипартийной дискуссии мнение президента способно стать определяющим. Тем более, что глава РО предложением перейти на другое место работы, как пишет Gazeta Wyborcza, был застигнут врасплох. По словам собеседников издания, первоначально он отказывался, положительное решение принял буквально накануне саммита:
«Ещё несколько дней назад он говорил, что важнее дела внутри страны и что он не может оставить партию в год выборов, однако изменил свое мнение буквально в последние два-три дня».
Все предыдущие годы Туск занимался тем, что убирал из руководства «Гражданской платформы» каких-либо серьёзных конкурентов себе. Чудом смог удержаться во фракции лишь Гжегож Схетына, председатель комитета Сейма по иностранным делам. Не исключено, что опытный Схетына может попробовать взять реванш, и это покажется более перспективным Коморовскому, нежели делать ставку на Семоняка. Это первое.
Второе. Даже если РО сумеет консолидироваться по кандидатуре премьера, если консенсус «не треснет» во время сложных и конфликтных внутрипартийных консультациях, остаются еще две проблемы – персональный состав кабинета и нахождение компромисса с партнером по правящей коалиции, Польской крестьянской партией. «Кассетный скандал» дискредитировал несколько ключевых фигур во власти. Политолог Бартоломей Бискуп указывает на одного из них – министра внутренних дел Бартоломея Сенкевича, за отставку которого раздавались голоса не только среди оппозиции, но и в PSL. Сенкевич сейчас выглядит главным кандидатом на вылет из правительства. Не он один. В «подвешенном» состоянии оказался министр иностранных дел Радослав Сикорски. Весной этого года Туск колебался, оставить ли шефа польской дипломатии при себе или попробовать делегировать его в Брюссель. Сейчас эти планы потеряли актуальность. Однако вопрос, как аккуратно расстаться с министрами остался. Ответ на них должен учитывать также мнение Польской крестьянской партии. Ее рейтинги в последнее время растут, в то время как у «Гражданской платформы» они пошли на спад. Что потребуют «крестьяне» взамен на сохранение коалиции?
Третье. Нельзя исключать того, что в случае отсутствия решения и невозможности найти компромисс, единственным выходом для РО станет провоцирование досрочных парламентских выборов, например, 30 ноября, после того как 16 ноября избиратели проголосуют на местных выборах. Это объединит партию на время, пока Туск продолжит оставаться ее главой и премьером. По мнению социолога из Варшавского университета Норберта Малишевского, «досрочные парламентские выборы вместе с местными будут удачными для «Гражданской платформы», поскольку РО может получить преимущество за счёт гордости поляков от успеха Туска». Для этого политтехнологи правящей партии должны приложить все усилия, чтобы по полной «выжать» бонусы из данного решения Евросоюза, относящегося всё-таки к внешней политике и мало что дающего экономике и внутренним делам Польши.
Получится ли переломить инерцию избирателей, отдающих предпочтение PiS, а также в последнее время PSL и «Союзу левых демократических сил» (SLD) Лешека Миллера? Оппоненты вряд ли позволят главе кабинета так просто разыграть «европейскую карту». Не случайно еженедельник Polityka, комментируя назначение, указывает, что «Туск, независимо от его многочисленных талантов, не изменит отношение Германии и Франции к России, не определит торговое соглашение между ЕС и США, не поможет Польше произвести революцию в «климатической политике».
Как предупреждает портала Dziennik, переход премьера в Европейский совет вызовет «цунами на польской политической сцене». Кого смоет за борт, а кто сумеет остаться на плаву, будет ясно уже этой осенью.
Источник — Восточное агентство «Осткрафт».