«Геополитический союз славянских государств под руководством Польши»

«НьюсБалт» перевёл на русский язык панегирик новому президенту Совета Европы Дональду Туску, написанный либеральным публицистом Романом Маньком.

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» перевёл на русский язык панегирик польскому премьеру Дональду Туску, избранному президентом Совета Европы, который написал либеральный публицист Роман Манька.

Председателем Совета Европы стал поляк: для России это большое унижение. Путин, ведя переговоры с ЕС по поводу отношений с Россией, должен будет разговаривать с поляком.

В кулуарах ходят слухи, что избрание польского премьера Дональда Туска на должность председателя Совета Европы стало одной из самых чувствительных санкций, которые Евросоюз применил против России. Таким образом Брюссель дал Москве понять, что в будущем, если ситуация на Украине будет ухудшаться, политика ЕС может пойти более резким курсом. Польша хорошо разыграла российско-украинский конфликт, выиграв что-то для себя, но теперь надо будет помочь Украине.

Вызовы закаляют политиков

Дональд Туск имеет шанс стать сильным руководителем Евросоюза. Его предшественник Херман Ван Ромпёй не смог использовать все козыри, которые давала эта должность. Ему не хватало двух вещей: выразительности и харизмы, он был типичным европейским технократом. На этом фоне Туск выглядит значительно лучше. Он умеет создать образ твёрдого лидера.

Но на благо Туска работает, прежде всего, геополитическая ситуация. Большая часть срока Ван Ромпёя прошла спокойно. Кроме того, что разразился экономический кризис, в политической жизни Европы ничего значительного не произошло. Только окончание его председательства совпало с напряжением между Россией и Украиной. Туск вписался в контекст российско-украинской войны. Сегодня Европа уже не тот спокойный континент, которым она когда-то считалась. Она оказалась перед лицом серьёзного международного конфликта.

Для Туска это угроза, но одновременно и огромный шанс. История не раз показывала, что серьёзные вызовы формируют больших политиков — государственных мужей, которые раньше воспринимались максимум как середнячки.

Должность председателя Совета Европы не даёт каких-то особых прерогатив, однако качество властной функции складывается не только из институциональных элементов, на неё влияют также и персональные достоинства, то есть харизма. Всё зависит от того, как Туск станет себя позиционировать и какую модель руководства Европой он выберет.

Нужен новый образ Европы

Влияние действий Путина на Европу можно рассматривать двояко. С одной стороны они, без сомнения, вносят раскол в европейское единство, обозначают его слабости, показывают недостатки и внутренние несогласия, но с другой — создают потенциал единства. Европа более чем когда-либо в истории получила сейчас шанс заговорить единым решительным голосом, упорядочить институциональные вопросы, особенно в рамках внутренней структуры.

Угроза российского вторжения должна объединять Европу в единое целое. Если Путин переборщит, зайдя за некие рамки, ЕС так же как Европейское экономическое сообщество и НАТО во времена холодной войны должен стать монолитом.

Европа нуждается в поиске смелого, долгосрочного образа. Она должна отыскать саму себя. Время свободного дрейфа уже закончилось. Следует выбрать единый курс. Евросоюз должен на что-то решиться: либо стать сильно федерализованным государством с центральным правительством, обладающим реальной исполнительной властью и с федеральной армией, или интеграция вообще не имеет смысла.

Туск, чтобы состояться на посту председателя Совета Европы, должен дать ей чёткий образ будущего, найти пути решения фундаментального вопроса: чем Европа хочет быть? Проблема, однако, в том, что до сих пор Туск в роли польского премьера именно с этим элементом политики имел наиболее серьёзные проблемы.

«Гражданская платформа», или Исполняющая обязанности премьера

Что избрание Туска главой Совета Европы означает для Польши? Существуют, по крайней мере, несколько вариантов развития нынешней политической ситуации.

Смене приоритетов подвергнется политическая поляризация, сложившаяся меж двух полюсов: «Право и справедливость» и «Гражданская платформа». Исчезнет один из важнейших элементов соперничества между ведущими партиями. Парадокс заключается в том, что это может привести к ослаблению также и Ярослава Качиньского, который в лице Туска потеряет так сильно контрастирующего на его фоне политического соперника. Избрание Туска главой Совета Европы, следствием чего является формальный его уход из польской политики, ослабляет Качиньского, в каком-то смысле делегитимизируя его руководство партией «Право и справедливость».

До сих пор было так: Туск не может жить без Качиньского, а Качиньски без Туска. Как-то так сложилось, что ни тот, ни другой будущего для себя друг без друга не воображали.

Нынешний правительственный расклад, по крайней мере на текущий момент, укрепится. «Платформа» будет получать политическую «подпитку», пользуясь тем фактом, что Туск станет президентом Европы, играя таким образом на гордости поляков и патриотических настроениях. Эффект ещё более усилится, если Туск окажется подходящим лидером Европейского Совета. Однако реальным лидером польского государства и «Платформы» по-прежнему останется Дональд Туск. Роль Эвы Копач как нового премьера будет сводиться к рангу фигуранта, выполняющего обязанности кого-то в роде «нотариуса», заверяющего решения Туска.

Альтернативным к этому сценарию вариантом является предположение, что без Туска ситуация в «Платформе» может резко дестабилизироваться, проявятся мощные внутренние противоречия: фракционные войны, а также мятежи и фрондирование; это в свою очередь может привести к серьёзному нарушению нынешнего правительственного уклада и чувствительному поражению на ближайших парламентских выборах.

Но скорее всего, Туск этого не допустит, и, оставаясь реальным главой польского государства и «Платформы», он и далее будет держать всё под контролем.

Путешествие в будущее

Сценарий на более длительный срок для Польши несколько иной: президентские выборы в 2015 году однозначно выиграет кандидат от «Платформы» Бронислав Коморовски; в настоящий момент ничто не указывает на то, что у нынешнего президента найдется достойный противник. Наверняка, им не будет лидер крупнейшей оппозиционной партии Ярослав Качиньски, хотя следует помнить, что политика является динамичной стихией и за год кто-нибудь такой вполне может найтись, хоть это и малоправдоподобно.

Также и на ближайших выборах в парламент победит коалиция «Платформа»+Крестьянская партия во главе с премьером Эвой Копач, возможно расширенная за счёт Союза демократических левых сил. Копач всё так же останется лояльным исполнителем поручений и инструкций Дональда Туска.

На протяжении последующих четырех лет парламент будет «шить» конституцию под Дональда Туска. Польская политическая система будет переориентирована с парламентско-кабинетной формы на президентскую, о чём я давно мечтаю. После истечения срока на посту председателя Совета Европы Туск вернётся в польскую политику в 2020 году (хотя реально он и до этого из неё выйдет) на должность главы государства. Он будет реальным президентом, наделённым сильными прерогативами власти, а не «свадебным генералом».

Таким образом, Туск становится самым выдающимся польским политиком со времён Пилсудского.

Болезненная санкция

Избрание Туска главой Совета Европы это в то же время сигнал того, что ЕС желает усилить Центральную и Восточную Европу, то есть территорию, которую до сих пор считали «Европой второй скорости». Это предвестие более решительной политики по отношению к России. Уже само назначение Туска рассматривается как самая чувствительная санкция, которую ЕС ввел против России. Встречи Путина с президентом Европы Туском будут для первого из них большим унижением. Скорее всего, он будет избегать такого рода ситуаций как черт святой воды.

Туск уже с самого начала своего правления должен твёрдо и решительно поставить на европейском форуме три принципиальных задачи.

1. Независимость Украины как фундаментальный элемент европейской безопасности, а так же канонический постулат, который является результатом свободолюбивых традиций «старого континента». Атака на Украину должна трактоваться как атака на Европу.

2. Образ объединённой Европы в рамках федеративной модели. Форсирование процесса построения единого европейского государства по образу Соединённых Штатов не только в экономической, но также и в политической, социальной и военной сфере.

3. Создание сильной европейской континентальной армии как элемента гарантии безопасности и стабильности в Европе, а также противовеса военному доминированию России.

Это не означает, что все эти постулаты следует трактовать серьёзно. Однако они должны стать факторами, определяющими позицию Туска в Европе, которую Польша сможет использовать с пользой для себя.

Украина и польский вопрос

Стратегическим вызовом для Польши является создание собственной имманентной силы, которая будет опираться на трёх ключевых принципах: эффективной, инновационной экономике, мощной армии, состоящей из двух частей: профессиональной и добровольческой, а также мобильного общества.

Польша как лидер пространства Центральной и Восточной Европы может стать в будущем одной из ключевых геополитических держав. Условием, ведущим к этой цели, является свободная и независимая Украина.

Опираясь на польско-украинской дружбе, можно начать строительство широкого геополитического союза, раскинувшегося между тремя морями: Балтийским, Чёрным и Адриатическим, который включил бы в себя всё панславянское пространство, то есть объединил семью славянских государств под руководством Польши.

Поэтому защита интересов Украины в Европе должна стать приоритетом каденции Дональда Туска на посту председателя Совета Европы. Туск должен вести себя как посол Украины в Европе и мире; в таком случае он многого добьётся.


Справка «НьюсБалт». Роман Манька (Roman Mańka) — либеральный публицист, автор книг и публикаций в прессе. Пишет на темы глобализации, международных отношений, занимается социологической аналитикой.

Источник – «Salon24.pl»