«Поджигатели войны»

Накануне саммита НАТО в Уэльсе «НьюсБалт» публикует мнение латвийского политика Владимира Линдермана, вышедшее на польском портале «Geopolityka.org».

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует материал латвийского политика Владимира Линдермана, вышедший сегодня, 2 сентября, на польском портале «Geopolityka.org», который отождествляется с Европейским центром геополитического анализа (Варшава). По мнению Линдермана, если в «старой» Европы пытаются хоть как-то разрулить ситуацию, то правители Польши и Прибалтики — накануне саммита НАТО в Уэльсе 4 сентября — раздувают военный психоз, тиражируя блеф украинского агитпропа.

Читая заявления польских и прибалтийских официальных лиц по поводу украинских событий, хочется откинуть вежливость и рубануть в духе газеты «Правда» 1930-х: «Панская Польша и прибалтийские карлики – поджигатели войны!»

Как говорят в таких случаях, хвост вертит собакой. В то время как страны «старой» Европы пытаются хоть как-то разрулить ситуацию, Польша и Прибалтика раздувают военный психоз, тиражируя блеф украинского агитпропа. Цитировать нет нужды – этим блефом интернет забит под завязку.

Зачем им это надо? Экономикой тут ничего не объяснишь. Как раз именно эти страны понесут наибольшие потери от режима взаимных санкций. Во всяком случае, латвийская экономика – то, что от нее осталось, – и часть польской – особенно в северных воеводствах – очень зависимы от сотрудничества с Россией. Никакой прямой выгоды в раздувании конфликта с Россией нет. В чем же дело?

Во-первых, не следует думать, что политикой занимаются исключительно гроссмейстеры, просчитывающие партию на много ходов вперед. Занимаются и самоуверенные любители, у которых нет ни знаний, ни таланта, а есть только глупость и гонор. И этим любителям очень хочется победить Россию, взять какой-то воображаемый реванш, отомстить за старые обиды и т.п. Ради своего тщеславия они готовы поставить мир на грань большой войны.

Во-вторых, давление США. Собственно, и раньше американцы стремились контролировать Прибалтику и Польшу напрямую, в обход Евросоюза и общих евроатлантических структур. Но сегодня это стало особенно заметно. Скажем, размещение на постоянной основе воинских контингентов, военные учения у западных рубежей России происходят в обход НАТО, на основе двусторонних договоров между США и Латвией, США и Эстонией, и т.п.

Для сохранения контроля над мировыми процессами США необходим раздрай между Европой и Россией. Но «старая» Европа утомилась от войн и конфликтов, особого рвения не выказывает, нужны «молодые» и «злые» в лице Польши и Прибалтики.

В-третьих, Латвия и Эстония посредством военного противостояния «Россия – Запад» хотят окончательно решить русский вопрос у себя дома. В период между мировыми войнами латышских националистов нервировали три влиятельные этнические общины: немцы, евреи и русские. «Благодаря» войне, удалось избавиться от немцев и евреев – первые добровольно-принудительно убыли в фатерлянд, вторых попросту истребили. Осталась только одна заноза в монолитном национальном теле – русские. Всякие интеграции-ассимиляции провалились, русские остались русскими, и к тому же их много. Война или, скажем так, взрывоопасная международная ситуация, близкая к военной, позволит относиться к русским не как к нацменьшинству, а как к пятой колонне противника. Такое отношение доминирует и сейчас, но отсутствие войны все-таки связывает руки, этнические чистки не проведешь…

Россия – как власть, так и рядовые граждане – склонны скорее насмешливо-иронично наблюдать за русофобскими потугами «карликов» и «панов», не видя в них самостоятельной угрозы. Отчасти тут срабатывают исторические штампы в наших представлениях о виновниках Второй мировой войны. Понятно, что Гитлер играл первую и главную скрипку, понятно, что ему симпатизировали влиятельные круги в Англии (а британцы соответственно возводят вину на Сталина…), но почти никто не говорит об ответственности государств Восточной Европы, возникших на руинах империй.

Им приписывают роль невинных овечек, тогда как большинство из них были мелкими, но чрезвычайно агрессивными хищниками. Каждый пытался раздавить национальные меньшинства внутри своей страны и оторвать кусок территории у соседа. Все в сумме, они не меньше, чем Гитлер, отравили воздух Европы националистическими миазмами. Своей внутренней и внешней политикой они как бы легитимизировали «борьбу за жизненное пространство», и Гитлер тогда на их фоне вовсе не выглядел каким-то особым маньяком.

Часть этих государств более-менее остепенились, но Польша и три балтийские сестрицы продолжают ту же традицию: типа им что-то недодали в этой жизни. И если путь к этому «что-то» лежит через войну, то пусть будет война.

Думаю, именно с таких милитаристских позиций эти страны выступят на саммите ЕС в Брюсселе 30 августа и саммите НАТО в Уэльсе 4 сентября. Потребуют решительного вмешательства НАТО и Евросоюза в конфликт на Украине, а заодно и размещения военных баз альянса в Прибалтике.


Справка «Geopolityka.org». Владимир Линдерман (55 лет) – довольно любопытная политическая фигура на постсоветском пространстве. В конце 90-х годов являлся идеологом Национал-большевистской партии (НБП), которая в последующие годы позиционировала себя как «идеологический противник Путина». Также возглавлял отделения НБП в Латвии, которое отметилось громкими акциями против дискриминации русского населения. В начале 2000-х годов Линдермана несколько раз задерживала ФСБ за антигосударственные акции в Москве, после чего он был выдворен из России в Латвию, где родился. 

В Латвии стал лидером партии «За родной язык», организовав в 2012 году республиканский референдум о признании в Латвии русского языка как второго государственного. Продолжает занимать оппозиционную позицию по отношению к российским властям, но признаёт, что «после Крыма стало ясно, что Москва чётко обозначила патриотический курс, и тут надо поддержать».