«Мы не хотим Гитлера в нашем мире, но нам необходимо его присутствие»

«НьюсБалт» перевёл на русский язык статью немецкого писателя Гельмута Ортнера о превращении в поп-идола нацистского преступника №1.

В октябре на страницах немецкого онлайн-журнала “The European” развернулась дискуссия о нацистском преступнике №1 Адольфе Гитлере. Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» перевёл на русский язык материал зачинщика дебатов, немецкого писателя Гельмута Ортнера.

У Германии ещё остался страх. Не перед Гитлером, нет. А страх перед его наследием — свастика, руны СС и государственный военный флаг запрещены. «Майн кампф», возможно, постигнет та же участь. Государство тщательно следит за каждым использующемся знаке. 88 на номерном знаке? Никогда! Ни у какой другой страны нет больше таких ограничительных законов по этому вопросу.

Это противоречивая логика. Гитлер очаровывает, развлекает и хорошо продаётся. Постоянно выходит ещё один фильм, ещё одна книга, ещё один журнал, комикс, шутка. У Германии есть развлечение: Гитлер – величайшая поп-звезда всех времён (в Третьем рейхе Гитлера сокращали до "GröFaZ" (Der größte Führer aller Zeiten/величайший фюрер всех времён), автор же играет словами — GröPaZ (Der größte Popstar aller Zeiten/величайшая поп-звезда всех времён. — «НьюсБалт»).

…Гитлер и нет этому конца. Вряд ли историческая фигура смогла бы ещё двигать немцами. Гитлер – поп-звезда, «хедлайнер» индустрии СМИ и шоу-бизнеса. Никакая другая историческая личность, внушающая страх, не превзойдёт его в умении вызывать волнение и негодование. Журнал, где Гитлер на обложке, хорошо продаётся.

Когда в 2007 году вышел фильм Дэни Леви «Мой фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере», волнение было сильным.

«Это можно? — спросили нервные журналисты, — «смеяться над Гитлером?». Как будто бы никогда не существовало «Весны для Гитлера» Мела Брукса. Между тем фюрер — мировой поп-звезда. В культовом мультсериале «Симпсоны» Адольф Гитлер появляется несколько раз. 

Нет сомнений: появилась новая простота в обращении с Гитлером и национал-социализмом. Не потому, что объект потерял своё устрашение, а сам страх отделился от объекта. Будь то фильм, книга или пародия: кажется, как будто почти 70 лет спустя после войны Гитлер стал немцам ближе, чем когда-либо. 

Красочные телевизионные документальные фильмы-репортажи Гвидо Кноппа («Приспешники Гитлера», «Женщины Гитлера»…) приносят сегодня высокие рейтинги, выпуски BBC о гитлеровской нацистской Германии находят своих зрителей на телеканале «Фёникс» в бесконечно повторяющихся циклах.

«Документальные» телефильмы живут за счёт фикционализации (находясь между реальностью и вымыслом). И это не остановить уже только потому, что последние очевидцы умерли.

Ужас переходит в увлечение

События, происходившие в действительности, становятся историческим мифом, который не знает никаких противоречий. Личности, пропаганда, преступления нацистов — настоящий ужас превращается в жуткий восторг. Эра нацизма опускается до любого заменяемого шифра зла — с роковым побочным эффектом: преуменьшением серьёзности. И оно нуждается в лице: Гитлере. Он мутировал в икону поп-культуры зла.

Недооценивающая неразборчивость стоит в резкой противоположности к мании преследования и иллюзии криминализации в борьбе против какого-либо нацистского наследия. Свастика, руны СС и государственный военный флаг запрещены. Те, кто их выставляет на всеобщее обозрение, бросают вызов правосудию. Сборник прозы гитлеровской пропаганды «Майн кампф» не печатается, не продаётся. Ведутся дискуссии о запрете произведение. Следовательно опасность от символов и трактов всё ещё исходит.

Куда могут привести попытки изгнания нацистской символики, покажет судебный фарс из Швабии. Там почти два года полиция, прокуроры и судьи занимаются вопросом, является ли перечёркнутая свастика нарушением запрета на нацистскую символику. Квартиры были обысканы, наклейки и транспаранты конфискованы и был наложен денежный штраф. 

После Верховный суд постановил: демонстрантам разрешается использовать искажённую нацистскую символику, противники Национал-демократической партии Германии (НДПГ) могут свастику образно выкидывать в мусорное ведро, панкам разрешается её символически давить ботинками или разбивать молотком. Политикам разрешается объединить свастику также в дорожный знак запрета остановки автотранспорта и приделать в виде значка на лацкане.

Гитлер стал проекцией

С одной стороны, культ личности Гитлера, с другой стороны, строгое юридическое преследование и общественное презрение любого проявления нацистской атрибутики и прочего наследия национал-социалистов. Социально-психологический разлад или реалистический гротеск?

Гитлер служит проекцией для якобы тёмных характеристик его личности, воплотившихся во «зло». И зло завораживающее и угрожающее одновременно. Мы не хотим иметь ничего общего с ним, и мы не можем всё же отвернуться от него. Мы не хотим его в нашем мире, но нам необходимо его присутствие.


Справка «НьюсБалт». Гельмут Ортнер, 64 года. Немецкий писатель. Удостоен «Европейской газетной премии». Гельмут Ортнер опубликовал множество политических книг, которые были переведены на несколько языков. Последняя его произведение — «Книга убийств» — о смертной казни. Осенью 2014 года выходит в свет его книга «Политика без Бога — сколько религии вынесет демократия».