«Полный распад европейской солидарности»

Польский политический журналист Мачей Новицки попытался разобраться, кто и почему поддерживает Путина в Центральной Европе.

Четверть века спустя после освобождения от советского влияния лидеры стран Восточной Европы снова тяготеют к России. А Польша является в нашем регионе исключением.

Не только в Чехии все были удивлены. Президент Милош Земан выступил в качестве главного гостя на сомнительной конференции «Диалог цивилизаций», на которой он сравнил войну на Украине с гриппом и призвал к немедленному снятию санкций против России. Видимо, это всё понравилось Владимиру Якунину (22 года в КГБ), организатору мероприятия на острове Родос и одному из ближайших доверенных лиц Путина, поскольку санкции коснулись его лично. В награду он вручил Земану 28 сентября международную награду диалога цивилизаций, почесть, которую чешский президент делит среди прочих с казахским автократом Нурсултаном Назарбаевым.

«Лукойл на Град!»

Честно говоря, удивление после выступления Земана было абсолютно неоправданным. Год назад, 9 мая 2013 г, вскоре после принятия президентской присяги, чешский лидер принимал участие в символической церемонии в пражском замке. Раз в пять лет сокровища короны — скипетр, саму корону и державу — выставляют на несколько дней для обозрения. Однако перед этим президенту необходимо отворить семь замков в двери к сокровищнице в кафедральном соборе святого Вита. У Земана с замками явно не заладилось. Его канцелярия впоследствии сообщила, что поводом стал грипп. Однако у зрителей сложилось иное мнение — Земан попросту слишком много выпил.

А потом наружу выплыли и другие обстоятельства: перед этим чешский президент праздновал в российском посольстве, отмечая с водочкой очередную годовщину окончания Второй мировой войны. При случае он дал понять, что окажет благосклонность российской стороне на конкурсе по расширению строительства АЭС в Темелине. А после нескольких рюмок, явно довольный собой, продекламировал на память по-русски детский стишок. Его день в посольстве прошёл в стиле партийного деятеля времен коммунистического правительства.

Когда Земан победил на выборах, его противники скандировали: «"ЛУКойл" на Град!» Это был парафраз знаменитого лозунга времен Бархатной революции «Гавел на Град!» (имеется в виду пражский Град: бывшая резиденция королей, а ныне — президента чешской республики). Еженедельник „Respekt” многократно писал, что «ЛУКойл» финансировал левоцентристскую Партию гражданских прав, центральной фигурой которой является Земан, хотя окружение президента это отрицает. Никто, однако, не отрицал, что Земан взял деньги у лоббистов, связанных с российским бизнесом, таких как Мирослав Шлоуф, бывший деятель молодёжного коммунистического движения, на протяжении многих лет ближайший советник Земана.

Президент окружён бизнесменами со связями в России. Мартин Неедлы из дочерней компании «ЛУКойла» сыграл ключевую роль в его избирательной кампании.

— Земан отнюдь не восхищается путинской моделью управления. Он не собирается её копировать. Причины его не слишком разумных высказываний иные. У него есть долги перед людьми, связанными с Кремлём. Он хочет удержать левый электорат, который смотрит на Россию с симпатией. А кроме того он считает, что бизнес с Россией служит интересам Чехии. Поэтому, вопреки всем знакам на небе и земле, он твердит, что не существует никакого конфликта между Россией и Европой, отмахиваясь от всего, что не соответствует его представлениям, — объясняет Иржи Пехе, политолог и ректор пражского "New York University", а также бывший глава политического кабинета Вацлава Гавела

Когда началась война на Украине, Земан заявил, что вся вина за это лежит на киевском правительстве. Он неоднократно выступал против санкций. Во время сентябрьского саммита НАТО в Ньюпорте Земан подчёркивал, что нет никаких доказательств присутствия российских военных на Украине. Так что в конце концов Карл Бильдт, тогдашний министр иностранных дел Швеции, потерял терпение и выпалил: «Может вы спросите об этом у своей разведки? Ведь должна же быть в Чехии хоть какая-то разведка…».

Иржи Пехе подчеркивает, что Земан продолжает политику предыдущего президента Чехии. 

– Линия Вацлава Клауса почти всегда совпадала с линией Москвы. До такой степени, что иногда задавались вопросом — и не совсем в шутку — не является ли случайно Клаус российским агентом, — говорит Пехе. 

Клаус отстаивал интересы Москвы как главного поставщика энергии на чешский рынок. Он на каждом шагу выказывал благосклонность к русским, в том числе проводил тайные встречи с главой «ЛУКойла». Его финансировал бизнес, связанный с Москвой (его бывшие сотрудники даже утверждают, что и российская мафия). Сегодня он говорит: «Американско-евросоюзовская пропаганда, направленная против Путина, просто смешна, я просто не могу её выносить».

Офицер-вербовщик

В советское время в Словакии был построен трубопровод, соединяющий газовые месторождения Сибири с государствами Западной Европы. С его помощью сегодня можно было бы транспортировать в обратную сторону — из Европы на Украину — до 30 млрд кубометров газа ежегодно: больше, чем Украина должна получить из России в 2014 году. Но когда несколько месяцев назад Киев поинтересовался у словаков, можно ли будет покупать газ таким образом, в первый момент повисло молчание.

Потом появились какие-то таинственные технические и юридические проблемы. В конце концов, после энергичного вмешательства ЕС и Белого дома, словаки согласились предоставить один маленький газопровод, по которому Украина может получить едва 1% того газа, который она намеревалась купить в Европе. Словаки ходили вокруг да около, так как не хотели злить ни «Газпром», ни Путина.

Премьер Роберт Фицо — так же как и Земан — высказывается против санкций Евросоюза.

«Зачем нам таким образом вредить европейской экономике, которая как раз сейчас начала расти? Если имеется кризисная ситуация, то мы должны разрешить её другим способом, а не бессмысленными санкциями», — говорил он некоторое время назад. 

В то время когда Польша, страны Прибалтики или Румыния боятся России, Фицо видит опасность в другом — в увеличении присутствия НАТО в нашей части Европы. В середине сентября — после саммита НАТО в Ньюпорте — он подчёркивал, что никогда не согласится на размещение баз североатлантического союза в Словакии, даже если ценой может быть его уход из политики. И сразу же после этого он добавил: «Давайте вспомним 1968 год», как бы приравнивая присутствие НАТО с советской агрессией против Чехословакии. 

— У него нет иллюзий относительно России, хотя оппозиция обвиняет его в пророссийской ориентации, — говорит Борис Зала, один из основателей социал демократической партии "Smer", лидером которой является Фицо с момента её основания. 

– Невозможно сказать, что на самом деле думает Фицо. Я разговаривал со многими людьми из словацкого правительства, но заявления Фицо всегда были для них неожиданностью. Результат таков, что словаки узнают от своего премьера, что Москвы бояться не надо, — рассказывает Мартин Шмечка, ведущий словацкий публицист.

Но Фицо никогда не пошёл в своих прокремлёвских декларациях так далеко, как Виктор Орбан. Он не считает путинизм моделью, достойной подражания. Однако несколько лет назад он был почётным гостем Путина на конференции «Единой России». А в этом году Фицо пригласил Путина на 70-летие словацкого национального восстания времён Второй мировой войны.

– Такие люди как Фицо, Земан и Орбан находятся под огромным впечатлением успехов Путина. С одной стороны они видят ЕС, у которого огромные проблемы с принятием решений, а с другой — Кремль, который принимает трудные решения, даже не задумываясь. Но есть ещё кое-что. Путин это профессиональный офицер-вербовщик, он может прекрасно осуществлять личный контакт, способен устанавливать прочные связи. В то время как политики больших европейских государств — искренне признаем это — не принимают словацкого премьера всерьёз. Благодаря тёплым словам Путина Фицо может почувствовать себя большим, — разъясняет механизм такого обаяния политолог Иван Крастев.

Ну и существуют ещё, конечно, экономические связи. Русские многие годы пользуются слабостью этой части Европы. При помощи подставных компаний с чрезвычайно сложной структурой прав собственности они покупали центрально-европейские банки, энергетические сети, нефтеперерабатывающие заводы, газотранспортные предприятия. 

Такие политики как Земан, Клаус, Фицо, Дюрчань или Орбан соглашались на это хотя бы потому, что надеялись, что обещая избирателям дешёвую энергию, дольше сохранят свою власть. Но размеры сотрудничества с Россией в конце концов повлияли на изменение политики, а экономические выгоды начали преобладать над мышлением в категориях геополитики. Земану или Фицо это не мешает. 

– Это не классическая промосковская позиция, известная с давних времен. У этих людей менталитет городского головы. Они хотят решать конкретные, повседневные проблемы, и ничего более их не интересует. Они до боли прагматичны или скорее циничны, — поясняет Крастев.

В тени Кремля

Когда 10 лет назад Евросоюз расширялся в восточном направлении, на Западе царило всеобщее опасение, что страны, которые находились прежде в сфере советского влияния, будут требовать радикальной антироссийской политики. 

Сегодня ситуация совершенно иная. Словакия выбрала почти что пропутинский курс, Чехия — то же самое. В Венгрии Орбан прямо представляет Путина как образец для подражания. Во всей Вышеградской группе только Польша высказывается за твёрдую линию по отношению к Москве.

— Вышеградский союз четырёх уже давно испытывает проблемы, но на этот раз он рассорился, и, видимо, на многие годы. Никто не предвидел такой разницы во мнении по поводу России, и никто не знает, что с этим поделать, — говорит Шмечка.

На Балканах ситуация выглядит ещё хуже. Есть такая российская поговорка: «Курица — не птица, а Болгария — не заграница». Согласно этой максиме, по данным недавнего опроса, четверть жителей Болгарии — как бы там ни было государства-члена Евросоюза — заявила, что поддерживает идею вхождения их страны в состав Евразийского экономического сообщества вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

— Болгарское правительство не поднимает пропутинского шума, поскольку знает, что Болгария всегда будет рассматриваться в роли московского троянского коня. Его линия более-менее такова: сохранять хорошие отношения с Москвой, но одновременно не вызывать раздражения в Брюсселе, — говорит Крастев. 

Поэтому когда ЕС категорически требовал остановки работ по строительству «Южного потока», который пойдёт в обход Украины, болгарское правительство согласилось. Но это решение не имеет ничего общего с настроениями в обществе.

– Огромная часть общества настроена пророссийски. И не только по причине массового туризма. Болгары считают, что они — так же, как и Россия — проиграли из-за нового европейского порядка. Что за последние 25 лет позиция их страны сильно упала. А кроме того, они не испытывают никаких симпатий к украинцам. Я постоянно слышу от них, что украинцы и русские всегда жили в мире, пока не вмешались американцы, — говорит Крастев.

Словения и Хорватия не имеют серьёзных проблем с Путиным, и санкции против России им не нравятся. Сербия, которая желает когда-нибудь войти в ЕС, полностью отождествляет себя с Россией. Премьер Македонии предпринимает попытки установить у себя копию путинской системы, уничтожая при этом любую оппозицию. Только румынов не тянет в сторону Москвы: они являются исключением на Балканах — так же, как и Польша в Вышеградской группе.

Такая ситуация сохранится ещё долгое время по нескольким причинам. Во-первых, Брюссель даже не старается убедить Прагу или Братиславу изменить их курс. У Меркель достаточно проблем и с немцами, которые в большинстве своём настроены против санкций, и ей некогда уговаривать ещё и других. Во-вторых, страны Центральной Европы были когда-то большими энтузиастами Соединённых Штатов, а сегодня американцам никто не доверяет. Этому трудно удивляться: летом Обама колесил по Европе и говорил пламенные речи о том, насколько важна для него свобода бывших советских сателлитов, а всего несколько недель спустя он заявил, что в связи с угрозой исламского терроризма «московская проблема» может подождать.

— Чехи смотрят сегодня на Евросоюз с недовольством. Они видят в нём новых Габсбургов: то есть власть, навязанную извне, — говорит Пехе. 

Короче говоря, пропутинские устремления стали в большой степени побочным эффектом ухода американцев из Европы и кризиса Европейского союза.

– Это не Путин вызвал этот кризис. Заигрывание с Кремлём стали всего лишь одним из дополнительных результатов европейского кризиса. После 1989 года лидеры стран Центральной Европы на каждом шагу подчёркивали солидарность с Западом. Сейчас пришла новая мода: ругать Запад на чём свет стоит. Это не случайность, что такую стратегию выбирают политики националистической направленности. Они пытаются на этой волне склонить на свою сторону избирателей. Они говорят: Брюссель нас обманул. Поэтому связи с Россией лежат в наших национальных интересах, — объясняет Крастев.

Но независимо от причины, результат таков: полный распад европейской солидарности. Политики с менталитетом городского головы — вроде Клауса или Фицо — всегда считали разговоры о европейской солидарности чистым враньём. Их «реалистическая» политика ускорила исполнение этого пророчества. А всё это происходит под тенью Кремля.


Справка «NewsBalt». Мачей Новицки (Maciej Nowicki) — польский журналист, пишет на темы международной политики, автор нескольких сотен интервью с ведущими интеллектуалами мира.

Источник — «Newsweek.pl»