«Концепция литовских прокуроров ничтожна»

«НьюсБалт» публикует резюме на книгу Владислава Шведа «Неонацисты Литвы против России».

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует резюме на книгу «Неонацисты Литвы против России». Её автор — бывший депутат Верховного Совета Литвы и второй секретарь ЦК Компартии Литвы/КПСС Владислав Швед вскрывает истоки и подоплеку постсоветского литовско-российского противостояния (саму книгу можно прочитать ЗДЕСЬ).

Литва при поддержке и покровительстве России, а точнее президента Б.Н. Ельцина, в сентябре 1991 г. сумела выйти из Союза с 30%-м приростом территории (с 50 до 65 тыс. кв. км), инфраструктурой, материальной и научно-технической базой, стоившей союзному бюджету, по данным Минэкономразвития РФ, 72 млрд. долл.

Однако весь постсоветский период Литовская Республика постоянно предъявляет РФ, как правопреемнику СССР всё возрастающие претензии. Летом 2015 г. в Литве должны начаться заочные уголовные процессы против 69 россиян, якобы совершивших 13 января 1991 г. «военные преступления» у вильнюсской телебашни. Однако не вызывает сомнений, что главной целью литовского «правосудия» являются не россияне, а Россия.

Заочные уголовные процессы позволят литовским властям решить следующие задачи:

— признание бывших советских граждан военными преступниками позволит Литве, опираясь на поддержку Евросоюза, заявить о втором Нюрнберге и потребовать признать СССР «преступным государством»;

— затем Россия будет представлена правопреемником «преступного» Союза ССР, которая сегодня якобы продолжает «агрессивную советскую политику» в отношении других государств;

— после этого Россию будут пытаться принудить к возмещению ущерба Литве, якобы причиненного «советской оккупацией 1940-1990 гг.» и «советской агрессией в январе 1991 г.»;

— и, наконец, заочное осуждение бывших советских, а ныне российских граждан, как «военных преступников» позволит литовской стороне в правовом плане окончательно закрыть вопрос об ответственности «саюдистов» за гибель январских жертв в 1991 г.

Россия пока, к сожалению, не реагирует на действия литовской стороны, хотя очевидно, что все граждане РФ, подозреваемые в совершении «военных преступлений», заочно будут приговорены к различным срокам тюремного заключения, вплоть до пожизненных.

Об этом свидетельствует ситуация с российским гвардии полковником запаса Юрием Мелем, захваченным литовскими властями в марте 2014 г. на границе Литвы и Калининградской области. В январе 1991 г. Ю. Мель, будучи 22-летним лейтенантом и командиром танка Т-72, по приказу командования принял участие в силовой акции в Вильнюсе. Его танк у вильнюсской телебашни лишь произвёл вверх три холостых выстрела.

Тем не менее, литовские прокуроры обвиняют Меля в совершении следующих военных преступлений: участие в запрещённых международным правом военных действиях, преследовании людей, находившихся под защитой международного гуманитарного права по политическим и национальным мотивам, а также лишению их свободы, пытках, убийствах, причинению вреда здоровью и в ином бесчеловечном обращении. Это явно политизированные, не доказуемые и абсурдные обвинения, которые, тем не менее, позволят литовским прокурорам требовать для Меля пожизненного заключения, о чем они публично уже заявили.

Причём ситуация закончится не только осуждением граждан РФ. Далее возникнет крайне не простая ситуации с «осужденными». Поскольку литовское «правосудие» не сможет исполнить вступившие в силу приговоры по причине нахождения «осужденных» вне республики, то оно потребует их выдачи, ссылаясь на ст. 2-й Дополнительного протокола от 18 декабря 1997 г. к Европейской конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г.

В соответствии со статьей 61-й Конституции РФ, гласящей, что «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству», требование о передаче Литве заочно осужденных россиян не будет выполнено.

В этом случае ЛР, видимо, направит свои приговоры для исполнения их РФ. Тогда власти России встанут перед дилеммой, как поступить о «осуждёнными»? Если начать исполнять «неправые» приговоры литовского суда, то это может вызвать массовое возмущение российской общественности. Если же не исполнять – придётся серьёзно испортить отношения не только с Литвой, но и с Евросоюзом. Причем дело вновь может дойти до введения новых санкций против России.

В этой связи В. Швед решил выступить в защиту российских граждан и доказать фактологическую и правовую несостоятельность предъявляемых им обвинений. В результате им была подготовлена книга под названием «Неонацисты Литвы против России». В ней исследованы:

— природа и истоки русофобской политики литовских властей, которую без колебаний можно назвать возрождающимся нацизмом, точнее неонацизмом,

— необоснованность и бездоказательность обвинений, в которых литовская Фемида пытается обвинить российских граждан;

— бесперспективность попыток властей современной Литвы разговаривать с Россией языком претензий.

Актуальность книги подтверждают события, развернувшиеся в 2013-2015 гг. на Украине, которые в определенной степени можно считать калькой с событий, происходивших и происходящих до сих пор в Литве. Учитывая разворачивающуюся информационную войну против России, в которой Литва принимает активное участие, ценность книги «Неонацисты Литвы против России» существенно возрастает.

Книга является не только своеобразной энциклопедией истории литовско-российских отношений, но и аргументировано развенчивает исторические мифы об извечной агрессии России против Литвы, которыми постоянно спекулируют литовские русофобы. Книга носит документальный характер, так как события советско-литовских отношений автор освещает через призму своих воспоминаний и наблюдений.

Особо следует отметить, что в книге «Неонацисты Литвы против России» доказана сомнительность правовой концепции, являющейся для литовских прокуроров базой для обоснования правомерности обвинений российских граждан. В правовом плане эта концепция ничтожна, так как предполагает, что в январе 1991 г. Литва была суверенным, независимым государством, признанным мировым сообществом.

Это не соответствует действительности. Известно, что мировое сообщество, в том числе и Соединенные Штаты Америки, в январе 1991 г. считали Литву частью Союза ССР. Это, в частности, подтверждает следующий факт. 19 ноября 1990 г. министр иностранных дел Литвы А. Саударгас не был допущен к участию в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе глав 34 государств, как представитель страны, не имеющей международного статуса. Членом ООН Литва стала 17 сентября 1991 г.

В книге особое внимание уделено «обоснованности и доказанности» обвинений, сформулированных литовскими прокурорами в адрес россиян. В этих целях осуществлен анализ одного из ключевого обвинения советских военнослужащих – одновременный «наезд» танка на четырех митингующих у телебашни. На основании пошагового анализа фотоснимков, которыми оперируют литовские прокуроры, сделан убедительный вывод о фальсификационном постановочном характере этого наезда.

Этот вывод также подтверждает сопоставление данных о характере травм, якобы полученные потерпевшими от «наезда танка», которыми оперируют литовские прокуроры, с характером травм, возникающими при реальном наезда танка. Литовские прокуроры без тени смущения утверждают, что после переезда танком (!) пострадавшие отделались лишь переломами ног?!

Следует добавить, что сопоставление данных о характере травм январских жертв, зафиксированных в Акте литовской судмедэкспертизы № 29 от 06.02.1991 г., с характером травм, которыми оперируют литовские прокуроры, позволяет сделать вывод о фальсификации служителями литовской Фемиды обстоятельств гибели практически всех 14 январских жертв. Это полностью исключает ответственность советских военнослужащих за их гибель.

В книге представлено немало документальных свидетельств очевидцев и участников событий в Вильнюсе в январе 1991 г., как с советской (российской), так и с литовской стороны. Это позволит читателям без обращения к другим источникам ознакомиться с ними и сделать свой вывод относительно трагических событий в январе 1991 г. и роли в них тогдашних литовских и советских властей.

Особую ценность книги придает то, что ряд исторических документов, представленных в книге, введены автором в исторический оборот впервые. Например: «Договор между Литовской Республикой и Германским Рейхом от 22.03.1939 г.», так называемый пакт Урбшиса-Риббентропа о возвращении Германии Клайпедского края, «Слово Временного правительства независимой Литвы к Народу» от 25.06.1941 г., в котором обосновывалось союзничество с нацистской Германией и тотальное уничтожение евреев Литвы, «Справка советских экспертов для М.С. Горбачева к переговорам с Лит. ССР, заявившей о выходе из СССР от 09.08.1990 г.»; «Информация МВД ЛР о фактах хищения оружия работниками ДОК в январе 1991 г.», раскрывающая подоплеку подготовки литовских сепаратистов трагических январских событий в 1991 г.

Помимо этого в книге содержатся редко публикуемые исторические документы: «Основные принципы договора об обороне между Германией и Литвой» от 20.09.1939 г. (проект договора о протекторате Германии над Литвой); «Меморандум «Фронта литовских активистов» А. Гитлеру и В. Браухичу» от 15.09.1941 г. (жалоба на то, что немецкая администрация хуже советской); Комментарий МИД РФ от 04.05.2005 г. «О советской оккупации стран Балтии»; Резолюция Сейма Литовской Республики от 16.01.2007 г. «О возмещении ущерба, причиненного оккупацией СССР»; справка Минэкономразвития РФ от 18.02.2010 г. «О советских дотациях и капиталовложениях в экономику Литовской Республики».

Используя материалы книги, Российская Федерация может аргументировано заявить о явно фальсификационном и политическом характере обвинений, выдвигаемых литовской стороной в отношении россиян, что позволит ей оставить заочные приговоры литовского суда без последствий для россиян. 

Помимо этого, можно утверждать, что книга «Неонацисты Литвы против России» будет полезна для политиков и дипломатов российских историков, юристов, желающих разобраться в крайне спорной и противоречивой ситуации, имевшей место в Литве в 1988-1991 гг.