Коллаж в чешской газете "Viza info".

Театральные подмостки перед посольством Чехии в Москве

Главред чешской газеты "Vizainfo" Ольга Довгань высказалась о дешёвой попытке 23-летнего россиянина получить в Чехии статус политбеженца

Как показывает статистика прошлых лет, подавляющее большинство лиц, обращающихся к европейским странам с просьбами о предоставлении статуса политического беженца, де-факто, ими не являются. Многие пытаются использовать эту процедуру в качестве способа для экономической миграции – покинуть Родину в поиске лучшей жизни. Но идти долгим путем визовых бюрократических процедур, тратить свои накопления и работать, чтобы стать равноправным членом европейского общества – не многим хочется.

Куда легче выдумать душещипательную историю о «гонениях» и рассчитывать повиснуть камнем – иждивенцем на системе социального обеспечения другого государства, питаемой, в том числе, бывшими соотечественниками, честно работающих и платящих налоги. Я не говорю сейчас о миллионах несчастных с Ближнего Востока и Африки, которые пострадали от падения столь хрупкого мира, вину от которого несут все политики из государств – членов НАТО, но бремя расходов – только рядовые граждане ЕС, никогда не поддерживавших войну. Когда на твою голову падают бомбы, взрываются снаряды, вполне естественным является бегство – инстинкт выживания заставляет думать о детях и близких. В отношении них, Европа будет вынуждена пересмотреть свои до этого нерушимые представления о том, кого она хочет видеть у себя дома. Похоже, этот массовый исход изменит вид старой Европы навсегда. С содроганием вспоминаю нищие арабские кварталы во французских и бельгийских городах, куда случайно доводилось забрести. Страшно думать, что Чехия может превратиться в них. Окопаться, как Венгрия, она вряд ли сможет. А немецкие соседи уже выставили свое заградительные кордоны от нелегалов на границе с чешскими трассами.

На фоне глобальной трагедии бегущих и растерянных «принимающих» дешёвым фарсом выглядит попытка 23-летнего россиянина Владимира Шпиталева получить в Чехии статус политического беженца. И повод он выбрал весьма сомнительный – события почти 50-летей давности, в которых виновато уже давно не существующее государство — СССР: вторжение 1968 года военной группировки стран Варшавского договора. А чтобы оживить мотив, он просмотрел российский телевизионный фильм, посвященный тем событиям. Авторская интерпретация создателей фильма (обоснованно вызывающая критику у многих) не на шутку испугала несчастного, в впопыхах схватил он флаг СССР, облил его водкой и сжег – под видеокамерами чешского посольства в Москве. Так спешил, что забыл, что у России всегда был другой флаг – даже в составе СССР. А действующий флаг РФ явно побоялся сжечь – за подобные действия в каждой стране грозит срок тюремного заключения.

Попутно каялся он перед чехами за 1968 год, хотя не родился он еще тогда, решений не принимал. «Забыл» об акциях протеста советских людей в 1968 на Красной площади, о фактах публичных и документально подтвержденных извинениях СССР за участие во Вторжении. Не знал он, видимо, что Чехия и Россия публично простили друг — друга и подписали в 1993 году Договор «О дружбе и сотрудничестве». Просто изучение истории требует много времени, умения мыслить. А его-то и не было у нашего новоявленного Кисы Воробьянинова, «отца русской демократии» — в кармане лежал паспорт с туристической итальянской визой, которая долго ждать не могла.

И вот вместо романтичной Италии не состоявшийся герой Ильфа и Петрова приехал в Прагу. «Пиво» и «атмосфера» чешской столицы, видимо, давно манили молодого человека. Он со своей семьей решил не возвращаться на Родину. «Для меня нет пути назад. Я не могу вернуться», — убеждал он сотрудников местного центра по приему беженцев, у которых и без этого любителя пива забот хватает. Я же сказал тогда в Москве, что «Россия – агрессивное, неуравновешенное государство, от которого стоит держаться подальше», — настаивал он.

«Держаться подальше» — Чехии позволяют тысячи километров от России, а вот горе-агитатору — только краткосрочные туристические поездки. Он рассчитывал, что перепуганным русским медведем и страшилками СМИ европейцам подобного заявления будет вполне достаточно, чтобы предположить, что вся мощь российских спецслужб будет брошена на борьбу с ним. В интервью Rozhlas.cz он поведал страшную историю о том, как его маленькую дочь поместят в интернат, а он будет страдать в тюремных застенках.

Для получения статуса беженца заявитель обязан доказать реальные факты его преследования со стороны государства. Более смелые обвинения и заявления можно услышать в российских СМИ и в социальных сетях – все это лишь свидетельствует о свободе слова, которым О`Бендер – Шпиталев неумело воспользовался. Его пропаганда не имеет ничего общего с трудами диссидентов, прикладывающих усилия для мотивировочной пропагандисткой борьбы с теми, с кем они не согласны. Таким и правда, порой, приходится не сладко. А где любят тех, кто обливает грязью свою Родину?

К слову, в Чехии тоже часто любят пожурить тех, кто спекулирует историй, вытаскивая на свет неприглядные факты из коммунистического прошлого. Большая часть моего круга общения – выходцы из СССР, ни- когда не отказывались от своего гражданства по политическим мотивам. Все они работают, уважают европейский уклад, порой критикуют бывшую Родину – на то у них есть свое право, делают они это цивилизовано.

Такие как наш герой вызывают сочувствие своей плохой актерской игрой, а также уверенностью в наивности чешских властей. Если Чехия пойдет навстречу киноману Шпиталеву, боюсь, что скоро перед камерами чешского посольства в Москве возведут театральные подмостки для начинающих актеров.