Журналист, уроженец Харькова Евгений Кудряц, с 1997 года проживающий в Германии.

«В Германии cуществует негативное отношение к мигрантам»

Русскоязычный журналист Евгений Кудряц из Германии в интервью чешской газеты "Vizainfo" рассказал, как складываются отношения между соотечественниками, новыми мигрантами и немцами

Русскоязычный журналист Евгений Кудряц, работающий в Германии около 20 лет, в интервью  главному редактору чешской газеты «Vizainfo»  Ольги Довгань рассказал, как складываются отношения между соотечественниками, новыми мигрантами и немцами.

— Евгений, в отличие от Чехии, в Германии достаточно обширная русскоговорящая диаспора. Насколько она объединена или разрознена?

— Русскоязычная диаспора Германии, в основном, состоит из двух групп: этнические немцы – выходцы из Казахстана, России и других бывших советских республик и еврейские эмигранты из стран СНГ и Прибалтики, а также члены их семей различных национальностей. Что же касается сплочённости или разрозненности, то всех нас, прежде всего, объединяет «великий и могучий», хотя у российских немцев и евреев-эмигрантов есть отдельные организации и даже СМИ. С горечью хочу отметить, что в связи с известными событиями на Юго-Востоке Украины русскоговорящая диаспора разделилась на две части – в зависимости от того, чью сторону поддерживает тот или иной человек. Это же качается и упомянутых мной СМИ: они также чётко разделились по данному принципу.

— Встречаются ли в эмигрантской русскоязычной среде случаи ксенофобии по национальным или религиозным мотивам?

— Вы знаете, о таких случаях я не слышал, мне очень хочется надеяться и верить, что такое явление редко встречается в нашей среде. В Германии у наших людей есть возможность посещать разные религиозные заведения и придерживаться какой-то конфессии – иудейской, мусульманской или православной. На этой почве не возникают какие-то ссоры или недоразумения. Естественно, что могут происходить какие-либо стычки на бытовой почве, но они не имеют ни малейшего отношения ни к религии, ни к национальности!

— Насколько удачно складывается процесс ассимиляции русскоязычных мигрантов в немецкое общество? Существует ли изоляция? Если да – то в чем её причины и как она выражается?

— Вы совершенно верно выбрали термин «ассимиляция», хотя здесь постоянно идёт речь об интеграции мигрантов в немецкое общество. Никто не спорит с тем, что для полноценной жизни на территории Германии необходим немецкий язык, а также знание законов и культуры это страны. Но это вовсе не обозначает, что мы должны при этом забывать родной язык и культуру. Почему-то немецкие чиновники ставят вопрос «ребром»: немецкий язык и культура за счёт русского, хотя, по моему твёрдому убеждению, никогда не надо противопоставлять различные языки и культуры. Изоляция существует, т.к. мы, как и другие группы эмигрантов, живём в «параллельном мире» и очень редко соприкасаемся с коренным населением ФРГ. Это происходит из-за того, что с обеих сторон нет особого интереса к сближению и общению. Политики могут сколько угодно на разных трибунах призывать к тому, чтобы местные и приезжие общались, но одних лозунгов тут мало. Среди коренных немцев есть люди, интересующиеся русским языком и культурой, но таких – единицы. Мы же, по мере сил и возможностей, стареемся сохранять родной язык и культуру. В «русском» сегменте немецкой экономики есть немало русскоязычных врачей и адвокатов, русских фирм, турбюро и т.д., а совсем недавно даже появилась политическая организация, которая представляет интересы русскоязычного населения ФРГ.

— Германия на протяжении всех послевоенных лет стала убежищем для многих переселенцев с Востока. Как немцы относятся к таким мигрантам «старой» волны?

— После окончания Второй мировой войны Германия для многих стала лишь перевалочным пунктом, и отсюда люди ехали дальше – в другие страны, поэтому здесь был своеобразный «плавильный котёл». Что же касается мигрантов «старой» войны, то они, а, вернее, их наследники, давно растворились в Германии, и лишь их не немецкие фамилии выдают страну, из которой эмигрировали их предки. Я не думаю, что со стороны немцев к ним есть какое-либо «особое» отношение.

— Как часто встречаются среди повседневного общения факты исламофобии среди немцев? В чём она выражается?

— В повседневной жизни рядового немца трудно наблюдать какую-либо исламофобию, хотя в восточной части Германии проводятся акции протеста против прибывающих беженцев. Есть зафиксированные случаи поджогов общежитий, где они живут, так что в обществе напряжение заметно усилилось.

— Настоящий цунами, накрывший Германию сегодня – бегущих от войны с Ближнего Востока, взбудоражил мировые СМИ. Насколько в реальности изменился привычный немецкий уклад?

— Как это не парадоксально не прозвучит, но привычный немецкий уклад никак не изменился: страна продолжает жить в обычном режиме. Я несколько раз участвовал в программе «Тема дня» международного телеканала „ITON TV“ (Израиль), в одной из телепередач обратил внимание телезрителей на то, что коренные немцы, как и мы – эмигранты, просто не пересекаемся с беженцами с Ближнего Востока, т.к. у нас с ними нет точек пересечения, поэтому мы их видим на экране телевизора, но не в повседневной жизни.

— Не утихающий конфликт между израильтянами и палестинцами находит своё отражение в отношениях между прибывающими арабами и уже довольно давно эмигрировавшими в ФРГ евреями?

— Живущие в Германии евреи никак не пересекаются с арабами, хотя в качестве исключения я хочу привести пример, когда в прошлом году по немецким городам, в том числе и в нашем Аугсбурге, прокатилась волна антиизраильских митингов. К чести нашего города, уже через неделю был проведён большой митинг в защиту Израиля, где участвовали члены еврейской общины Аугсбурга, и я в их числе.

— Насколько активна еврейская русскоговорящая община Германии? Каково её отношение к возрождающемуся движению националистов в Украине, имеющих много общего с идеями нацизма?

— Еврейские общины Германии выполняют несколько функций: религиозную, социальную и культурную. Для многих русскоговорящих евреев эти общины являются тем местом, где они могут встретиться и приятно провести время. К сожалению, религиозная составляющая в данном контексте минимальна, так как молитвы посещают не так много людей, что вполне объяснимо нашим советским атеистическим воспитанием, хотя в разных общинах Германии ситуация в данном вопросе разная, а я могу говорить лишь об общине Аугсбурга. Что же касается украинских событий и героизации Бандеры и Шухевича, то тут нет однозначной оценки. Я Вам уже говорил о том, что мнения людей по ситуации на территории Украины диаметрально противоположны.

— По Вашему мнению, есть ли предпосылки или свидетельства того, что беженцы с Ближнего Востока могут породить всплеск межнациональных конфликтов в Германии?

— Проблема заключается в том, что подобные конфликты возникают в самой среде беженцев, где находятся представители разных национальностей и религий – христиан и мусульман. Я не вижу предпосылок для всплеска межнациональных конфликтов в Германии. И всё же — в ФРГ с недавнего времени существует организация PEGIDA, которая активно выступает против исламизации Европы.

— Меняется ли общее настроение рядовых немцев и политиков к мигрантам вообще? Принимаются ли новые нормы, ограничивающие возможности, в том числе и мигрантов с ПМЖ?

— В любой стране, и Германия в данном случае не исключение, существует негативное отношение мигрантам, а политики боятся разыгрывать «мигрантскую карту». Никаких новых ограничений для мигрантов, имеющим ПМЖ, нет, но и существующие законы в некоторой степени являются дискриминационными по отношению к иностранцам.

— Каково Ваше мнение по вопросу возможности и необходимости восстановления границ в рамках государств Шенгена?

— На сегодняшний день никто не отменял Шенгенского соглашения, а речь шла лишь о выборочном контроле на границах стран, входящих в него. Я надеюсь, что Шенгенское соглашение в обозримом будущем никак не изменится.

Справка. Евгений Кудряц – журналист, 46 лет, уроженец Харькова, выпускник Харьковского института искусств, с 1997 года проживает в Германии.