«Чем обернётся культ Канта в военном конфликте с Западом?»

Историк Владимир Шульгин – о будущем "кёнигсбергщины"

В Калининградской области России (или Русском Балтийском Поморье, если применять точное этногеографическое наименование нашего края), по сути, введено президентское правление. Губернатором назначен Евгений Зиничев, прежде занимавший должность начальника областного управления ФСБ. Как можно объяснить такое решение? Представляются важными два фактора, сочетание которых объясняет происшедшее:

1) рост внешней угрозы (по сути, против России ведётся гибридная война);

2) наличие влиятельного слоя управленцев, сложившегося в регионе в 1990-е при финансовой и организационной поддержке западных (в основном германских и американских) кураторов.

Чтобы «разбавить» сложившиеся за четверть века местные элиты (или квазиэлиты, если угодно) власть рекрутирует в систему госуправления военных, силовиков. В отличие от местных «лидеров общественного мнения», ориентированных по своему мировоззрению и политическим чаяниям на «евроинтеграцию», служивые люди традиционно лояльны к собственной стране. Однако дело не только в лояльности как таковой. На фоне деградации отечественного образования существенно снизился уровень компетентности на разных уровнях управления. Сегодня кадры из военной и «спецслужбистской» систем по праву считаются квалифицированнее «гражданских аналогов». Более закрытые структуры оказались менее уязвимы – дебилизация с оптимизацией коснулись их в меньшей степени.

Калининградская область (не будем стесняться пафоса) – настоящий форпост Отечества. Не только потому, что граничит с вероятным противником и первой, в случае чего, вступит в прямое военное противостояние. У этой земли есть и высшее духовное предназначение – укоренять здесь русскую цивилизацию. Вместо этого духовного ориентира жителям Калининградской области долгие годы пытались привить «особую идентичность», корни которой якобы уходят в Пруссию.

Системно и последовательно калининградцев переформатировали в духе западнизма. Гранты, фонды, образовательные программы, заграничные поездки, стипендии – в расчёте на отдельных индивидуумов, которые постепенно стали сплочённым сообществом русофобов. А для масс (всех ведь не купишь) – яркие, запоминающиеся пиар-проекты. То с подачи Запада местные соросовцы реализуют план по присвоению российскому вузу имени Канта, то вознамерятся восстановить «Королевский замок Кёнигсберг» в центре города… За этими мощными символическими жестами – тонкий расчёт, системный подход, знание законов манипуляции и сверхзадача – превратить русских в «патриотов Кёнигсберга».

В этом контексте кажутся очевидными недоработки прежнего губернатора, который недостаточно критично отнёсся к своим предшественникам, во многом продолжив их идеологический курс. Курс этот, повторюсь, сегодня просто невозможен в связи с нарастающей внешней угрозой. Сегодня напрашиваются шаги по лишению властных полномочий «агентуры влияния» в сфере культуры, образования, СМИ – там, где формируется общественное мнение, мировоззрение молодого поколения.

Вызывает серьёзные вопросы состав Совета по культуре при губернаторе, там немало инициаторов «ползучей германизации». Вызывает тревогу и ситуация в местном министерстве культуры. По-прежнему получают бюджетное финансирование сомнительные прозападные деятели и СМИ типа «Клопс.ру», печально знаменитой «Рульки» (помните, как по поводу этого немецкого названия иронизировал на пресс-конференции президент?)

Воспитание «в европейском духе». Такие скамейки с цитатами из Канта, Гофмана и других кёнигсбергцев установлены по всему центру Калининграда фондом «Европейский гороd» (с акцентированной латинской D в кириллическом логотипе).

Воспитание «в европейском духе». Такие скамейки с цитатами из Канта, Гофмана и других кёнигсбергцев установлены по всему центру Калининграда фондом «Европейский гороd» (с акцентированной латинской D в кириллическом логотипе).

Балтийский федеральный университет (особенно после присвоения ему имени Канта) стал настолько тесно укреплять связи с Германией, что кажется, уже в полной мере представляет в России интересы этой страны. БФУ как будто занят одной-единственной проблемой – как бы «самоидентифицироваться» в новом качестве – избавиться от советского происхождения, российской юрисдикции и заявить о своём прусском происхождении, германских корнях.

«Кантианство», по сути, превратилось в один из инструментов переформатирования местного населения. С помощью апелляции к этому авторитету (и других знаменитых германцев, связанных с Кёнигсбергом) в регионе, можно сказать, распространяют идеи сепаратизма. Поначалу в лёгкой форме популяризаторства германизма, «поиска корней», но кто знает, чем обернётся этот культ Канта в экстремальной ситуации военного конфликта с Западом?..

Каково будущее «кёнигсбергщины»?.. После новых назначений и острого материала на телеканале «Россия 1», где об этой проблеме в полный голос заявили на федеральном уровне, появилась надежда на корректировку курса.

От редакции. «ЛГ» первой обратила внимание на проблему германизации Калининграда, отражала происходящие там тревожные процессы. Как можно видеть, и наши публикации содействовали тому, что ситуация стала меняться. Мы обязательно продолжим отслеживать её. Вопросов ещё много.

Источник«Литературная газета»