«Боремся с русофобией!»

Политолог Владислав Гулевич высказался о бессрочной акции польско-российской дружбы

В Польше проходит бессрочная акция польско-российской дружбы «Боремся с русофобией!». Это инициатива снизу, из народа, не пользующаяся поддержкой официальных СМИ, которые практически устроили заговор молчания против данного события.

Смысл акции: обратить внимание польских граждан на несоответствие политики Варшавы в отношении России интересам Польши и геополитическим реалиям сегодняшнего дня. Участники акции выражают несогласие с действиями официальных СМИ, которые, вместо того, чтобы знакомить читателя с реальным положением дел в Польше и вокруг неё, скармливают гражданам огромные порции антироссийской пропаганды.

Отсутствие внимания к акции со стороны прессы, игнорирование мнения её участников польскими политиками не могло не сказаться на масштабах самого мероприятия. Группы и коллективы, поддерживающие акцию, вынуждены действовать, преимущественно, в соцсетях. В «Фейсбуке» действует группа «Польско-российская дружба», «Бессмертный полк в Польше», «Польско-российское братство» и др. Организация «Польско-российское братство» (Braterstwo Pоlsko-Rosyjskie, сокр. BPR), чьи представители составляют костяк участников акции, признаёт, что долгое время была закрытым сообществом, но отныне переходит к публичной деятельности.

Руководитель группы Пётр Радтке призывают к единению другие общественные организации, и подчёркивают, что они не занимаются политикой, а борются против искажения истории польско-российских отношений, и вытекающих из этого польско-российских проблем. Как пример, он приводит факт приостановки Польшей режима малого приграничного движения с Калининградской областью.

Активисты раздают на улицах польских городов листовки с призывом к дружбе с Россией и российским народом, снимают видео-интервью с прохожими, выступающими за нормализацию польско-российских отношений, выкладывают видео-отчёты о своей деятельности в соцсетях.

Главный посыл участников акции – Польша и Россия должны вести прямой диалог, без посредничества Вашингтона, провоцирующего напряжение в отношениях Варшавы и Москвы.

Акция проходит на фоне принятия Сеймом скандального проекта госбюджета на 2017 г., где предусмотрены миллиардные затраты на закупку и обслуживание комфортабельных самолётов для первых лиц государства и, одновременно, урезание пенсий и соцвыплат сотрудникам силовых ведомств Польской Народной Республики.

Многие поляки не согласны с таким решением, т.к. не считают приспешниками тоталитаризма тех, кто служил в армии или милиции эпохи ПНР. Не считают, вопреки массированной пропаганде. Ведь из руин послевоенную Польшу поднимали они, а не современные политики, получившие в руки уже развитую и отстроенную державу. Поэтому акцию BPR поддерживают ветераны силовых ведомств ПНР, члены партии Zmiana («Смена»), чей лидер Матеуш Пискорский арестован за критику проамериканского вектора польской политики и призывы к нормализации отношений с Россией, и др.

Защита мест захоронений советских воинов, павших за освобождение Польши от гитлеровцев – один из ключевых принципов в работе BPR. До недавнего времени наиболее активно в этом направлении действовала организация «Курск» под руководством Ежи Тыца. Волонтёры «Курска» ремонтируют советские кладбища и выступают против демонтажа памятников красноармейцам. Теперь, кроме «Курска», в Польше есть BPR.

К сожалению, с польской стороны звучат огорчительные комментарии, адресованные российским коллегам, за пассивное отношение к сохранению памяти о Великой Отечественной войне на территории Польши. Так, президент научного общества «Ластадия», историк Михал Глок разочарован равнодушием россиян к рекомендациям, как предотвратить искажение памяти о победе советских солдат над фашизмом в Польше.

«Лично я обескуражен вашим отношением, у меня сложилось впечатление, что вы миритесь с тем, что происходит в Польше. Одним из таких примеров является последний выпуск престижного журнала Polityka-Pomocnik historyczny. Я получил возможность написать туда статью о советской комендатуре в Эльблонге. Однако в России мне было отказано в доступе к документам, которые находятся в одном из музеев Калининграда. Я пробовал получить разрешение на работу с документами, не являющимися секретными, полгода… Для меня лица, отказывающие к доступу к документам, которые не являются секретом, ничем не отличаются от тех лиц, кто демонтирует памятники в Польше», — указывает М. Глок.

По мнению М. Глока, отстаивать историческую правду следует, прежде всего, на научном уровне, организуя лекции, выставки, публичные чтения и т.п. интеллектуальные мероприятия. В следующем году в Польше могут демонтировать 300 памятников советским солдатам, и ни «Курск», ни BPR не смогут этому помешать.

Источник — Viperson.ru