В редакцию информационно-аналитического портала «НьюсБалт» поступило письмо отпольского военного историка, президента научного общества «Ластадия» Михала Глока, где он , в частности, подверг критике российскую сторону в Калининградской области за безразличие к сохранению памяти о Великой Отечественной войне на территории Польши. «НьюсБалт» перевёл на русский язык взгляд польского коллеги.
Я неоднократно обращал внимание с ваших страниц на коверканье истории Польши. Это не плод нашей нынешней власти, т.е. национально-националистической партии «Право и справедливость». Она только продолжает тенденцию уже добрых нескольких лет. До сих пор это явление было замечено больше в научном сообществе. Сегодня же это стало официальной политикой государства – после принятия декларации польского и украинского парламентов (речь идёт об утвержденной в ноябре 2016 года Сеймом Польши и Верховной Радой Украины декларации памяти и солидарности, в которой СССР причисляется к развязавшим Вторую мировую войну агрессорам. – «НьюсБалт»). Я писал об этих тенденциях и предупреждал, что к этому всё идёт.
Что вы, то есть русские, сделали с моими комментариями и предложениями? Абсолютно ничего. Попросту как обычно приняли – что будет, то будет. Я обращал внимание, что фундаментом должно стать образование и широкое понимание продвижения истории Великой Отечественной войны в Польше, а также в Европе. Только таким образом можно нивелировать негативные тенденции или ограничить их значимость и диапазон. Вы же предпочли сосредоточиться на благородной деятельности Ежи Тыца (командира содружества «Курск», восстанавливающего в Польше памятники красноармейцам. – «НьюсБалт»). Ваш выбор.
Это немного похоже на попытку вылечить пневмонию у детей конфетам с витамином С. Деятельность Tыца является отличным примером гражданского мужества, но абсолютно не решает проблему. Что с того, что группа пана Ежи очищает то или иное военное кладбище, в то время как в Польше почти каждую неделю сносят по памятнику вашим солдатам, павшим в борьбе с нацистской Германии? На днях, например, памятник был демонтирован в Старгарде (речь идёт о решении местных властей снести в 2017 году колонну Победы в центре Старгарде Западно-Поморского воеводства, столицей которого является Гданьск. Пока же муниципалитет распорядился сбить с колонны пятиконечную звезду — символ освобождения Европы от фашизма. – «НьюсБалт»).
Мои дорогие, это не тот путь. В следующем году в Польше исчезнут около 300 памятников и даже сто тыцев этого не остановят. Тем самым исчезнет память о вашей борьбе на этих землях.
Убеждён, что только посредством образования, организации выставок, лекций, издания книг и статей вы можете сохранить эту память в той ситуации, когда уже вынесен приговор вашей памяти. Это, к сожалению, долгосрочные и трудные в организации мероприятия, но, по моему мнению, они более эффективные.
Например, Ежи Тыц недавно принял участие в конференции о фальсификации истории, но что может сказать об этом человек, который ничего по этой теме не публиковал и не имеет понятия о польской гуманитарной мысли в вопросах исследования Второй мировой войны? Вы могли также пригласить Тыца на конференцию по бионики и её влиянию на новые тенденции в архитектуре…
Лично я обескуражен вашим отношением, у меня сложилось впечатление, что вы миритесь с тем, что происходит в Польше. Я писал вам, что должно заинтересовать поляков при продвижении истории Великой Отечественной войны, но по вашим действиям я понимаю, что, наверное, вам всё безразлично.
Одним из таких примеров является последний выпуск престижного журнала „Polityka-Pomocnik historyczny” (военно-историческое издание в Польше. – «НьюсБалт»). Я получил возможность написать туда статью о советской комендатуре в Эльблонге. Однако в России мне было отказано в доступе к документам, которые находятся в одном из музеев Калининграда (речь идёт о Калининградском областном историко-художественном музее. – «НьюсБалт»). Я пробовал получить разрешение на работу с документами, не являющимися секретными, полгода.
По словам издателя и моему мнению, эти документы стали бы ценным дополнением к числу других документов, посвящённых первым месяцам возрождения Польши.
Для меня лица, отказывающие к доступу к документам, которые не являются секретом, ничем не отличаются от тех лиц, кто демонтирует памятники в Польше. И те, и те способствуют разрушению памяти. Я прошу о встрече, чтобы мы могли обсудить эти вопросы и найти решение этих проблем. По большому счёту это ваши проблемы, и их решение надо больше вам, чем мне.
*От фамилии Ежи Тыца — командира содружества волонтёров «Курск», восстанавливающего в Польше памятники красноармейцам.