Сталин в Грутском парке

Русофобы Литвы боятся своих детей

Взгляд из Калининграда

На минувшей неделе в Литовской республике был отмечен очередной русофобский припадок. На него стоит обратить внимание, поскольку дело движется, пожалуй, к агонии. По логике некоторых прибалтийских чиновников, угрозу национальной безопасности Литвы на сегодня представляют уже малые дети. Более того, свои же родные сыночки и дочурки.

Итак, главный интернет-ресурс Литвы «Делфи» на днях всерьёз поведал о всереспубликанской провокации: в курортном городке Друскининкай школьный директор подписал соглашение с местным парком на экскурсионное и образовательное обслуживание. Друскининкайские школяры намереваются по весне мастерить скворечники для парковых птиц, кормить страусов и верблюдов (в Грутском парке есть минизоопарк).

Что тут русофобского, спросите? А то, что в этом живописном месте выставлена многочисленная коллекция монументов Литовской ССР, демонтированных после 1991 года. Музей гранитных, мраморных и бронзовых Лениных-Сталиных собрал бывший председатель колхоза «Коммунарас», а ныне бизнесмен Вилюмас Малинаускас.

Известие о школьных экскурсиях в «Парке советского периода» «Делфи» опубликовал аккурат в День восстановления Литовского государства, от того реакция местных политиков была неадекватная.

«Это больше чем плевок в лицо. Это публичное унижение – нам, жителям Друскининкая, и всему государству», — заявил друскининкайский депутат Вилюс Семешка, у которого дочь ходит в эту школу.

Депутат распалился до того, что в духе нацистской идеологии Третьего рейха посчитал организованные прогулки учеников на свежем воздухе в Грутском парке — «преступлением».

Давайте разбираться в столь болезненной реакции части литовского общества. Грутский парк – без преувеличения уникальный художественно-исторический музей, который ежегодно посещают до 100 тысяч туристов из доброй сотни стран. Это одна из изюминок Литвы, причём прекрасное дополнение к также знаменитому литовскому бренду «Санаторий Друскининкай». Не секрет, что этот санаторий чаще всего посещают наши соотечественники из постсоветских республик (на страничках санатория в соцсетях неизменно слова благодарности на русском языке). И Грутский парк с советской монументалистикой является настоящим бонусом курортным туристам, ностальгирующим по той, витринной, Прибалтике.

И вот всего этого своего национального богатства и гордости испугались народные избранники Литвы. В голове не укладывается.

У меня возникла одна аналогия. Это равносильно тому, что в СССР в период государственной атеистической идеологии со страниц «Правды» лился бы поток возмущений, почему дети заходят в Успенский собор Московского Кремля (который в советское время был музеем): «А вдруг ребятишки в Бога уверуют?» Тогда уж посоветую литовским депутатам снести к чёрту всю эту Друскининкайскую бальнеологическую лечебницу, потому что, лёжа там в грязевых ваннах, люди напевают «Широка страна моя родная…».

Литовское «прозрение» заставляет по-новому взглянуть на ситуацию в соседней Польше, где власти также в аффекте переосмысления истории планируют свезти памятники нашим воинам – освободителям Польши от фашизма в общий музей под открытым небом (возможно, это будет в городке Борне-Сулиново).

Очевидно, что на сегодня у России нет рычагов остановить в Польше процесс демонтажа монументов нашей общей Победы над гитлеровской чумой. И уже в нескольких местах республики энтузиасты сами создают музейчики, куда доставляют со всей Польши брошенные памятные знаки советско-польского братства по оружию. Что ж, появление таких островков – это меньшее из зол, но неужели горячие головы из когорты польских депутатов по примеру литовских коллег усмотрят в таких музеях угрозу своей нацбезопасности?

А вдруг, когда маленькие польские мальчики увидят в одном месте сотни высеченных из камня фигур советских и польских солдат, плечом к плечу дравшихся против немецко-фашистских захватчиков, то у ребят дух захватит? И они поймут, что от целого поколения скрывают историческую правду. Вот какую «страшную тайну» могут познать наши соседи…

Но, похоже, младоевропейские народы не понимают, что смена исторических эпох (не самых плохих, учитывая показатели экономического и культурного роста в период жизни в Польской Народной и Литовской Советской Социалистической республик) не может сопровождаться практикой «выжженной земли». Хранить историю своей страны – это также нормально, как в семье моего товарища хранятся солдатский «Георгий» прадеда-фронтовика Первой мировой и россыпь медалей деда, бравшего Берлин в 45-м.

Очевидно, что общество, испепеляющее свою историю, рано или поздно наступит на те же грабли. Пришедшее на его смену поколение также вычеркнет непонравившиеся десятилетия. И тот факт, что литовские русофобы стали бояться своих же маленьких детей – это первый признак разложения «суверенного» сознания.

Источник«Вести-Калининград»