В советское время выражение «литовский проект» было понятно, наверное, каждому. Оно означало дома с квартирами улучшенной планировки: изолированными комнатами, лоджиями и даже двумя полноценными санузлами. Сегодня оно приобрело уже совершенно иной смысл.
Шутки в сторону
Недавняя инициатива Литвы поставить забор на границе с Калининградской областью вызвала в нашем регионе разве что усмешку. Врио губернатора Антон Алиханов как бы с иронией пообещал помочь соседям со стройматериалами: «У нас металл производится в достаточных объемах, и если у коллег вдруг возникнут какие-то ограничения с материалами, будь то кирпич или железо, пожалуйста, милости просим, мы рады будем помочь нашим соседям».
Официально литовская сторона объясняет необходимость строительства забора защитой от контрабанды и нелегальной миграции. Насчет контрабанды вопрос спорный, Она, разумеется, присутствует всюду, где есть границы, даже на границе Северной Кореи с Южной. Однако забором контрабанду не остановить. Она спокойно перевозится через погранпереходы, потому что неизменным спутником контрабанды является коррупция, а уж против нее никакие ограждения не помогут.
Что касается нелегальной миграции, то вопрос опять же не по адресу. В Калининградской области, со всех сторон окруженной границами, нет никаких нелегальных мигрантов. Так от чего и от кого строится забор?
Очевидно, что эта конструкция нужна всего-навсего как символ. Символ того, что Литва навсегда отстранилась от России, а вся наша совместная история является не просто ошибочной, а вообще преступной. Идеологические заборы в Литве давно уже возведены, эта страна ведет активную политику конфронтации с российским влиянием в регионе Балтийского моря и Восточной Европы. По большому счету Литва сама превратилась в проект – проект противодействия России, создания мелких и крупных неудобств, провоцирования на конфликт.
К сожалению, Россия в ответ на недружественные действия соседней стороны в основном отмалчивается. Лишь иногда российские официальные лица пытаются, как Алиханов, перевести все в шутку, хотя положение дел более чем серьезно.
Когда герои — убийцы
Основным инструментом антироссийской политики в соседней республике является Центр исследования геноцида и резистенции жителей Литвы. Это государственное учреждение, как сказано на его сайте, «занимающееся исследованием проявлений геноцида, преступлений против человечества и военных преступлений в Литве, преследований жителей Литвы в период оккупации…»
Оккупацией в современной Литве называется период нахождения в составе Советского Союза. Соответственно действия официальных властей Литовской ССР и СССР считаются преступными, а сопротивление им, напротив, выставляется геройством. Даже если эти «герои» на самом деле являются кровавыми убийцами.
Так, 11 марта этого года, в День независимости Литвы, в литовском городе Лаздияе был открыт памятник Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу – начальнику штаба так называемой «Армии свободы Литвы». У нас эти люди известны как «лесные братья», на счету которых многие тысячи убитых литовцев, русских, поляков в первое послевоенное десятилетие. Примечательно, что памятник Раманаускасу-Ванагасу, который был приговорен к высшей мере наказания, сооружен на средства Центра исследования геноцида и резистенции жителей Литвы. То есть на средства налогоплательщиков, в числе которых, надо полагать, есть и те, чьи семьи пострадали от «лесных братьев».
Литва среди западных стран пытается выглядеть самой антироссийской. Министр иностранных дел Линас Линкявичус не так давно выступил за ужесточение санкций против России из-за ситуации на Украине. По его словам, поскольку Литва граничит с Россией, ситуация с Крымом встревожила страны Балтии, которые опасаются российской агрессии. И это не просто измышления отдельного министра. Это целенаправленная политика нынешнего руководства этой страны: президент Литвы Даля Грибаускайте в начале июня вновь назвала Россию агрессором, заявив, что никаких причин снимать санкции нет.
Строительство забора на границе Литвы и Калининградской области – это еще и символ боязни мифической российской агрессии. Неизвестно, что еще может придумать пугливое литовское руководство, чтобы обезопаситься от россиян. Например, в стране создается народное ополчение для противодействия российскому вторжению, в него записалось уже несколько тысяч человек. А на днях четверых пассажиров поезда Калининград – Москва литовские власти отказались пропускать через свою границу. Дескать, они являются военнослужащими, четверо военнослужащих – это уже отряд, а передвижение российских военных отрядов должно согласовываться в особом порядке.
Наблюдатели отмечают, что резкая антироссийская позиция нынешнего литовского руководства тем более странна, поскольку и министр иностранных дел, и президент Литвы в советское время были не пламенными борцами за независимость, а функционерами комсомола и компартии, успешно строившими карьеру. Линас Линкявичус был завотделом ЦК литовского ЛКСМ, а Даля Грибаускайте преподавала в Высшей партийной школе в Вильнюсе. Впрочем, ничего странного тут, пожалуй, нет. Как раз напротив, чтобы реальные борцы за независимость не могли ни в чем упрекнуть вчерашних верных слуг советской власти, им нужно быть святее Папы Римского.
«Эхо» к юбилею
Калининградскую область такие перипетии литовской политики касаются напрямую. И дело не только в том, что жителей региона ссаживают с поезда и никто не уверен, что сможет беспрепятственно проехать из России в Россию. И не в строительстве забора на границе. В январе бывший пресс-секретарь президента Грибаускайте, а ныне – депутат сейма Литвы, Линас Бальсис повторил уже неоднократно высказываемый тезис, что Калининградскую область следует отобрать у России: «Время Калининграда закончилось. Калининград не был в Потсдаме или Хельсинки отдан России в вечное пользование. Было сказано: отдаём под администрацию СССР до тех пор, пока в Европе не будет подписан окончательный мирный договор». Что будет с нынешними жителями области, депутат литовского сейма не говорит, но и так понятно.
Кстати, в Литве уже давно идет формирование негативного мнения о калининградцах. Известный советский пловец, а потом писатель, философ и активист литовского движения за независимость «Саюдис» Арвидас Юозайтис, в 2004-2009 годах являвшийся атташе по культуре генконсульства Литвы в Калининграде, еще в 2005 году написал книгу «Царьград — без царя», в которой о нашем регионе есть, в частности, такие строки:
«И вот после 1945 года природа как бы застыла на месте — и в прямом, и в переносном смысле. Природа вкупе с покинутой тевтонцами территорией осталась с культурной средой — второй натурой – и ситуация была схожа с боевой. Покинутый чужой дом — это мощная сила, стихия, которой можно овладеть, лишь имея схожие навыки жизни в подобной культуре. Но у пришедшей по пятам войн цивилизации не было подобной культуры, значит, и не хватило силы освоить материю изгнанной культуры, овладеть ею…»
По мнению пловца-философа, первые переселенцы в Калининградскую область – разрушители настоящего и будущего, варвары, шариковы из булгаковского «Собачьего сердца»:
«Каждому прибывшему в область новобранцу в одночасье становилось ясно, что он явился на чужбину, территорию смертельного врага, в осиное гнездо фашизма, — все это не могло стать «нашим», родным. Обнаруженная культура была враждебной стихией, и оставался один выход: воспринять ее как природу. Многочисленные рассказы переселенцев нагромождены свидетельствами, как в гостиных комнатах размещали домашних животных. Новое вошло в Восточную Пруссию как природа в природу. Как готы и лангобарды вошли в Рим. …После 1945 года уже не потомки тевтонцев стали врагами, а их тени, т. е. их благо в качестве домов, усадеб, домашней утвари, — все это на глазах превращалось в дармовую «гуманитарную помощь». В каждом доме, на любом хуторе – бери и пользуйся… Но в поисках вознаграждения за историческую удачу бралась не только гуманитарная помощь — бралась будущность. Овладевали материей, как умели, как умели — так и брали, предпочитая черепки целому. Стихия человеческой натуры — та же природа, только порочная, — взяла под свой контроль 80 % всего добра северной части Восточной Пруссии. Именно таков процент земли, пригодной для возделывания, брошенной в настоящее на произвол судьбы. Мало кто внял мысли, что здесь надо будет не только брать и откапывать сокровища, надо будет обустраиваться и умирать. Вокруг гуляла разруха, ибо гуляла она, по словам незабвенного Филиппа Филипповича Преображенского, в душах призывников Калининградской трудовой коммуналки».
Почему-то Арвидас Юозайтис не написал, что разрушителями калининградской земли были не первые переселенцы, а его земляки – как известно, после присоединения нашей области к Литовскому совнархозу здания начали разбирать на кирпич и вывозить в Литву, снимали водопроводную арматуру, даже канализационные люки.
Зато вот как он характеризует нынешних жителей региона:
«И сегодня здесь болтаются алкогольными парами дышащие мужчины, добровольно списавшие себя в биологию. Они как дикари прячутся от женщин, которые бьют их с жалостью русских баб, а потом с жалости наливают последний стакан водки. Затем в ночи слышно, как они, вымотавшись, стонут, словно брошенные волчицы».
Любопытно, что рассуждения пловца-философа были включены в литературный альманах «Эхо-2016», посвященный 70-летию Калининградской области. Правда, под иным названием — «Город королей». Такой вот подарок к юбилею региона – почитайте, мол, дорогие калининградцы про то, что вы варвары, спились, не знаете любви и вообще пруссы, которые, как известно, вымерли, и вы тоже вымрете. Альманах «Эхо», к слову, – это не просто частная инициатива. Этот сборник включен в издательскую программу правительства Калининградской области и финансируется из областного бюджета. Вот так, безо всякой иронии региональное правительство выделяет средства фактически на унижение первых переселенцев и всех калининградцев.
Литва Большая и Малая
Альманах «Эхо-2016», в котором опубликован уничижительный по отношению к калининградцам текст, имеет возрастное ограничение — 12+. То есть этот сборник наверняка попадет в школы области и, возможно, даже будет рекомендован к чтению. Можно представить, какое отношение будет у молодых людей к своей малой родине и к России в целом, когда они прочитают, что первые переселенцы в Калининградскую область подобны варварам, разрушившим Рим.
И здесь как нельзя кстати может оказаться присутствие в региональной системе образования иностранного компонента, в частности, литовского. Много лет в Калининградской области ведет активную деятельность Алексей (Алексас) Бартникас. Он является председателем Калининградской региональной ассоциации учителей литовского языка, руководителем общественного учреждения «Центр литовской культуры, образования и информации», а также был директором автономной некоммерческой организации «Агентство регионального развития «Надрува».
Алексас Бартникас родился в 1944 году в Литве, в 1949 году его вместе с родителями выслали в Сибирь, где он закончил школу. Надо ли говорить, какие чувства он испытывал к советской власти, к Советскому Союзу и России? В 1961 году он почему-то не вернулся в Литву, а приехал в Калининград, где учился в КГУ на факультете русской филологии. Работал в Гвардейском районе – замдиректора школы, потом 11 лет возглавлял районо, был директором Черняховского педагогического колледжа.
В начале 90-х годов Барт-никас ввел в возглавляемом им колледже специализацию литовского языка для преподавания в начальных классах. Как он сам рассказал в интервью информационному агентству NewsBalt, было проведено семь или восемь выпусков. Сформировав таким образом актив, Алексас Бартникас организовал Калининградскую региональную ассоциацию учителей литовского языка.
В соседнем государстве Калининградскую область, по крайней мере восточную ее часть, называют Малой Литвой. Восточная Пруссия считается колыбелью литовской культуры: в Кёнигсберге была напечатана первая литовская книга, написаны первое музыкальное произведение, первый букварь, библия на литовском языке.
Алексас Бартникас на сайте возглавляемой им Калининградской региональной ассоциации учителей литовского языка открыто заявляет о своих целях: «Не случайно наш край называют колыбелью литовской культуры. Здесь закладывались основы изучения и исследования литовского языка. В новейшие времена нам предоставилась уникальная возможность продолжить традиции познания литовского языка и этнической культуры литовского народа с учетом появившейся потребности».
О том, что эта потребность была сформирована фактически искусственно, ничего не говорится. Да это уже неважно. На сегодняшний день преподавание литовского языка ведется более чем в 20 образовательных учреждениях области – в детских садах, школах и даже БФУ им. Канта. Литва целенаправленно помогает этому: выделяет средства на учебники, рабочие тетради, учителя имеют возможность выезжать в республику и т. п.
Перечень мероприятий, которые проводятся Ассоциацией учителей литовского языка, поистине впечатляющий. Вот на днях в Друскининкае состоялся трехдневный летний методический лагерь-семинар педагогов Калининградской области, реализующих программы обучения литовскому языку и этнической культуры Литвы. А в начале июня школьники из Краснознаменска выезжали в Вилкавишский район Литвы, где приняли участие в местном празднике ремесленников. И такие акции проходят буквально каждый месяц.
Интересны задачи еще одной структуры, возглавляемой Бартникасом, — «Центра литовской культуры, образования и информации». Как сказано на странице организации в интернете, миссия центра: способствовать тому, чтобы жители Калининградской области знали истоки и традиции литовской культуры, гордились литовским культурным наследием края и сохраняли объекты этого культурного наследия. В числе других целей — популяризировать среди населения Калининградской области литовскую культуру, традиции и обычаи литовского народа; формировать положительное отношение к литовскому культурному наследию края и др.
Популяризация литовской культуры, конечно, проводится не просто ради популяризации. А для чего? Если сопоставить эту цель с активной антироссийской политикой литовского руководства, заявлениями о необходимости отобрать Калининградскую область у России, вспомнить, наконец, дорожные указатели в Литве, где вместо Калининграда написано Караляучус, напрашиваются вполне очевидные выводы.
Игра в одни ворота
Литва – суверенное государство, которое вправе само определять свою политику. Поэтому указывать, как литовцам выстраивать свою позицию в отношении России, наверное, неуместно. Хотят строить забор на нашей границе – это их суверенное дело. Так же как и закрытие русских школ, как выдавливание русского языка из информационного пространства Литвы, прекращение трансляции российских телеканалов и другие недружественные по отношению к нашей стране действия.
Россия — также суверенное государство и тоже имеет право реагировать на выпады в свой адрес. На высшем уровне российских дипломатов и должностных лиц, пожалуй, трудно упрекнуть в попустительстве враждебным акциям – каждая получает свою реакцию. А вот на региональном уровне и, в частности, в оказавшейся на острие противостояния Калининградской области ситуация обратная. И названные примеры – бюджетное финансирование альманаха с недоброжелательным текстом о калининградцах или потворство внедрению в образовательную систему иностранного компонента – лишь вершина айсберга. Приграничное сотрудничество, добрососедские отношения – это все, разумеется, замечательно, только благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Пока игра идет в одни ворота, российские, калининградские. Не оказаться бы в проигравших…
Источник — «Калининградская правда»