«Я ненавижу этих людей. Всё фальшиво, всё – подделка.
Только деньги имеют значение. Я знаю, что покину этот мир без сожалений.
Уважения больше не существует, никто не выполняет своих обещаний».
Ален Делон
Ален Делон озвучил мысль, о которой стараются не говорить в слух, но которую разделяют многие в этом мире. Не надо обладать аналитическими или другими способностями, чтобы не заметить негативных перемен в современном обществе. Лицемерие, ложь и цинизм становятся уделом не только политиков, они затрагивают все общество и особенно это касается Литвы, государства, которое только по официальной статистике занимает лидирующие позиции по количеству самоубийств и эмиграции.
Не так давно в интернете я разместил короткий видеоролик, рассказывающий о событии 1983 года, которое случилось в Литве с девочкой Расой. Отец Расы случайно на комбайне отрезал обе ноги своей маленькой дочери. Об этой истории поведала свидетель тех событий, которую мы сняли на видео пару лет назад тут в Литве на родине Расы. Меня поразили комментарии и письма, которые я получил. Мне писали, что не могли сдержать слёз, просматривая это видео, все устали от злобы и ненависти, в которую погрузилась наша страна, люди с ностальгией вспоминают времена, когда люди просто были людьми, могли любить, сочувствовать чужому горю и безвозмездно помогать друг другу.
Так что происходит с нами?
В Литве очень много говорят о свободе, но, скорей всего, мало кто понимает то, что свобода может быть как созидательной, так и разрушительной силой. “В обществе в котором нет согласия, свобода является разрушительной силой». Это философское утверждение, проверенное временем, впервые для меня озвучил Вилиус Браженас, с которым при участии Кестутиса Каминскаса нами был создан фильм «Вперёд в прошлое». В этом видео мы хотели показать то, к чему приводит отсутствие согласия между людьми. Общественного согласия в Литве, как и в Евросоюзе нет, людей пытаются объединить, используя внутренний страх и внешние угрозы. Это тупиковый путь, который неизбежно приведёт к разрушению международного права, войне и диктатуре сильного. Современный мир уже стал жить по принципу: «Сегодня умри ты, а я умру завтра».
Все попытки литовских идеологов добиться согласия в обществе обречены на провал по одной лишь причине. Согласие невозможно в государстве, элиты которого генерируют ненависть, цинизм и вражду. Наше общество находится в окружении лицемерия и лжи. С одной стороны людям говорят о важности международного права, с другой стороны власть поддерживает нарушение международного права, политики на словах защищают демократические нормы, на деле сами их грубо нарушают. О каком согласии в обществе может идти речь?
Литва уникальное и единственное в своем роде государство, в котором советская номенклатура отчаянно борется с собственным коммунистическим наследием. Стукачи КГБ рыщут в поисках агентов ФСБ и готовы обвинить любого инакомыслящего в работе на Кремль. Коллаборанты, работающие в интересах иностранных государств, объявляются патриотами, а те, кто пытается защитить интересы своей страны, попадают в списки врагов. Мы живём в государстве, в котором людей судят за звёзды на могилах погибших советских солдат, а литовские чиновники браво позируют на фоне таких же звёзд на коммунистических флагах.
У нас судили советского солдата, который просто выполнял свой долг, я имею ввиду Юрия Меля по делу о 13 января, но в тоже время делают исключение и обходят стороной главнокомандующего советской армии Михаила Горбачёва, без приказа которого ничего не происходило. Упоминание о его роли в литовских событиях в уголовном деле отсутствует.
Это далеко не полный перечень фактов лицемерия. Складывается такое мнение, что власть умышленно препятствует согласию в обществе, тем самым поощряя эмиграцию и суицид в Литве.
Что касается коллаборантов в Литве, то об этом я уже упоминал в некоторых своих статьях, кроме всего, этой теме посвящался и мой фильм “Петля” на литовском языке. Напомню, что в 1991 году когда я работал в Бурятии, наша экономистка, поздравляя меня с обретением Литвой независимости, сделала некоторые экономические расчёты будущего процветания государства. За основу она взяла общую численность населения, которая к тому моменту составляла 3,5 миллионов человек, выгодное географическое положение и передовые на тот момент предприятия, оставшиеся в наследство от СССР. С её слов, Литва являлась единственным в мире государством, которое имело такие богатства на душу населения.
Три с половиной миллиона человек — это население среднего европейского города. Найдите ещё такую страну, в которой на общее количество её граждан имелась бы своя атомная электростанция, выход в море с незамерзающем современным портом, крупнейший нефтеперерабатывающий комбинат, а также передовые отрасли машиностроения, включая химическую, сельскохозяйственную и легкую промышленности. За выгодное географическое положение можно промолчать.
Я уверен в том, что если бы власть находилась в руках патриотов, то ситуация была бы совершенно противоположной. Возможно, скоро и в Литве найдутся экономисты, которые смогут подсчитать ущерб, нанесённый консерваторами и социал-демократами нашей стране. Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: подобное могло случится только по причине отсутствия согласия в обществе. Введение цензуры и репрессии со стороны власти лишь усугубят проблему, и ситуация просто выйдет из под контроля. Этот процесс уже начался и выходит за пределы отдельно взятого государства.
Какой же может быть выход из этой ситуации? Отвечая на подобные вопросы, я всегда стараюсь приводить примеры из опыта собственной жизни и общей истории. “Правда не бывает одна, одна бывает только истина, которая рождается в диалоге”. Ключевым словом в этой мудрости является слово ДИАЛОГ. Уважение или просто понимание правды другого человека и ведёт к образованию согласия в обществе. Если в государстве одна группа людей насильно пытается навязать свою правду всему обществу, то, как правило, это заканчивается эмиграцией, репрессиями и большой кровью. В своей истории мы это уже проходили.
Любая власть, если она работает в интересах другого государства или наднациональных структур, будет препятствовать возникновению согласия в обществе, используя для этого исторические и внутренние противоречия. Если люди любят свою страну, имеют общую цель, то они всегда найдут общие точки соприкосновения, даже несмотря на разногласия.
Как пример я и привожу опыт из собственной жизни, в которой меня окружали различные люди. Это были и фронтовики, и политзаключенные, и даже бывшие немецкие военнопленные. У нас были все национальности — чеченцы, греки, немцы, русские, украинцы, корейцы, японцы и так далее, но мы вместе жили, общались, помогали друг другу, и сейчас я поддерживаю связи со всеми, кто ещё жив. Примером может послужить и моя семья, в которой отец и его брат Повилас были на одной стороне, а по линии мамы все родные были на другой стороне. Несмотря на это, и отец, и мама всегда говорили, что то время было самое счастливое в их жизни.
Сегодня многие, особенно молодёжь, забыли, какое горе пришлось пережить всем людям во время войны и массовых репрессий. Политики вновь начинают тревожить старые раны и разжигать ненависть между народами, используя при этом запугивание, а порой и открытые репрессии. Глядя на происходящие в Литве события, я утверждаю то, что наше поколение, рождённое в конце 50-х годов, имело больше внутренней свободы, чем современное поколение в Литве. Всё познаётся в сравнении, в связи с этим утверждением я хочу наглядно сравнить две эпохи, в которых многим из нас пришлось жить. В своих утверждениях постараюсь опираться только на конкретные факты и документы из жизни своей семьи. Не думаю, что они будут кардинально отличатся от миллионов судеб других семей.
Коротко для сравнения я приведу некоторые факты. В 1955 году из Америки на свидание с моим отцом в Казахстан приезжает родная сестра моего деда. К этому времени политические заключенные Карлага уже могли без конвоя выходить на работу. В этом же году по ее просьбе, моего деда из ссылки в Красноярске, перевели в Казахстан в Темиртау и семья смогла соединится. Тюремный срок отцу заменяют вольным поселением. На следующий год отец начинает получать материальную помощь из Америки и продуктовые посылки от организации “Красный крест”. В 1956 году в старом городе Темиртау создаётся первый эстрадный ансамбль, состоящий из четырёх политзаключённых, появляется танцевальная площадка в клубе строительного управления в старой части города. Музыканты исполняли модные танцевальные композиции известного американского оркестра под управлением Гленна Миллера.
В 1957 году на стройку в Темиртау приезжают иностранцы из Болгарии и знакомятся с творчеством оркестра, они посещают танцевальные вечера, а некоторые становятся участниками оркестра. Многие болгары плохо говорили на русском языке и тогда же появляется первое название района в старой части города под веселым названием “Тру-ля-ля”. Район становится культовым, а это название и сегодня знает каждый житель города. Также в этом году отец знакомится с моей мамой, гречанкой по национальности, высланной в 1944 году со всей семьей из Краснодарского края казачьей станицы Крымская. В 1958 году они женятся и уже на следующий год появляюсь я. Мой год рождения ознаменовался протестными выступлениями рабочих в Темиртау, причиной которым являлись болгары, точнее сказать, жилищное неравенство между иностранцами и местными рабочими. Всё это не помешало отметить моё рождение, по рассказам своих родителей знаю, что в этот день собрались гости со всего города, играла музыка и были танцы до утра.
Я не хочу оправдывать преступления эпохи Сталина, эта эпоха прошла, всё надо помнить и не повторять ошибок прошлого. Большинство из нас родилось и жило в другую эпоху, в которой мы уже смогли простить друг друга, свободно мечтать, творить и верить в счастливое будущее. Сегодня этой веры у людей нет. Кто-то вновь желает вернуть нас в эпоху ненависти, лжи, недоверия и войн.
Сравнительный анализ
Можно ли в современной Литве представить себе жизнь людей, которые открыто пропагандируют образ жизни страны, с которой в то время, шла холодная война? Эти люди исполняли джаз, одевались по западной моде, фотографии из моего архива подтверждают это. Они открыто получали материальную помощь от вражеской страны, имели постоянные связи с иностранцами, с которыми были связаны и массовые беспорядки в городе. Насколько я уже помню, рок-н-ролл и анекдоты всегда были неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, мы слушали по радио “Голос Америки” не ради пропаганды, нам было важней услышать новую западную музыку, которая звучала в перерывах. Отец говорил, что стукачи были в их окружении, но на это мало обращали внимания. Родителей никогда не вызывали в КГБ, и тем более не устраивали арестов и обысков. Более того, уже в 1962 году мы получили первую благоустроенную квартиру, и это в то время когда еще многие фронтовики жили в коммунальных общежитиях.
А вот в “свободной” Литве, в лучших традициях сталинского НКВД, в наш дом с обыском ворвалась полиция. Разве тогда в конце пятидесятых годов мы могли себе такое представить, чтобы ранним утром к нам могла ворваться милиция с требованием добровольно сдать оружие, взрывчатку и запрещённую литературу? Именно такие требования нам предъявила литовская полиция, сначала я даже подумал, что это была шутка. Жену не выпустили на работу и даже запретили позвонить, несколько часов длился обыск, полиция забрала все телефоны, компьютерную и другую цифровую технику, документы, некоторые вещи и уехала. В то время я был готов на самые радикальные меры, о чём известил прокурора, близкие друзья помогли мне справится с этим порывом. Особую травму мне нанесли литовские СМИ, началась травля на телевидении и в прессе.
Всё это сильно ударило по моему здоровью, через несколько недель мне пришлось впервые за свою жизнь обратиться к врачам, результатом стало получение инвалидности в 65% нетрудоспособности. Литовская власть убила меня, убила цинично, лишив меня возможности нормальной жизни. Я разговаривал с некоторыми юристами, которые мне прямо заявили — обжаловать, а тем более добиться справедливости в этом государстве не получится.
Сегодня я хорошо понимаю тех, кто решает добровольно покинуть этот мир или просто эмигрировать, и полностью разделяю мысли Ален Делона. Мир стал фальшивым, в котором только деньги имеют значение. Те ценности, которые совсем недавно являлись основанием Европы, уже не существуют.
Эпилог
В этой жизни у каждого может быть своя правда, только истина может быть единой для всех. Истина рождается в диалоге, чтобы это с детства усвоить, наверное, надо было жить в той эпохе и родится в такой семье.
Брат отца Повилас, мой родной дядя, был в партизанском отряде “Железный волк” («партизанском», безусловно, в кавычках, поскольку «Железный волк» представлял собой сборище т.н. «лесных братьев», на деле — бандитов и фашистских пособников. — «НьюсБалт») и погиб уже после ареста отца. Отец часто рассказывал, как Повилас со своим отрядом навещал хутор, в котором находились родные. Повилас с отцом выходили в город и просто гуляли, Повиласу нравилась мирная жизнь, но изменить ничего уже было нельзя. Повилас не мог оставить своих друзей и остался верен своей присяги, хотя у него была возможность уйти на Запад, его там уже ждали близкие люди.
По линии мамы три моих родных дяди принимали участие в войне в рядах Советской армии, двое погибли еще в начале войны, а дядя Илья прошел всю войну, после которой приехал в Казахстан к своим родным и жил с нами до конца жизни. Дядя Илья до конца своих дней остался верен своей присяге.
Мой дед Йозас Валюкенас первый раз был арестован в Каунасе в середине 1945 года и отправлен без предъявления обвинений в Воркуту, в 1946 году уже по месту прибытия он был осужден и приговорен к 6 годам специального поселения. В этом же году, не имея никаких документов, он самовольно покинул место ссылки и более месяца самостоятельно добирался из Воркуты до Каунаса. Дед часто вспоминал эту историю и рассказывал о множестве случайных людей, которые помогали ему в пути. Люди помогали продуктами питания, одеждой и даже деньгами и это несмотря на то, что сами жили в труднейших условиях. Прошу заметить, что за всё это время его никто не сдал деда в милицию и не написал донос. Благодаря простым людям он сумел выжить и успешно добраться до Каунаса. Документально в Литве я не смог подтвердить эту информацию, но нашел её в базе данных жертв репрессий в СССР.
В 1949 году деда повторно выслали из Литвы, на этот раз с бабушкой, как членов семьи участника литовского сопротивления (читай: «лесных братьев». — «НьюсБалт»). Их сын, мой отец в 1948 году был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы, обвинение строилось на доносе одного или нескольких учеников каунасской гимназии, в которой учился мой отец. Кстати, в этой же гимназии со слов отца, учился и Витаутас Ландсбергис.
Документальной информации о стукачах я не нашел, но отец знал этих людей, о чем не раз говорил. Я уверен, что именно это послужило поводом в принятии им решения покинуть Литву окончательно. В 2004 году отец сказал, что не сможет жить в этой стране которой правят лицемерие и цинизм. Литву покинули много людей из бывших репрессированных и об этом хорошо знает власть, предпочитая замалчивать этот факт. Власть не любит живых свидетелей того трагического времени и предпочитает делать всё, чтобы эти люди молчали.
Источник — «Вперёд в прошлое»