«Притча о слепых». Питер Брейгель Старший, 1568 год.

«Литовская власть убила меня»

Известный литовский публицист, режиссёр Ярас Валюкенас высказался о современной «свободной» Литве

«Я ненавижу этих людей. Всё фальшиво, всё – подделка.
Только деньги имеют значение. Я знаю, что покину этот мир без сожалений. 
Уважения больше не существует, никто не выполняет своих обещаний».
Ален Делон

Ален Делон озвучил мысль, о которой стараются не говорить в слух, но которую разделяют многие в этом мире. Не надо обладать аналитическими или другими способностями, чтобы не заметить негативных перемен в современном обществе. Лицемерие, ложь и цинизм становятся уделом не только политиков, они затрагивают все общество и особенно это касается Литвы, государства, которое только по официальной статистике занимает лидирующие позиции по количеству самоубийств и эмиграции.

Не так давно в интернете я разместил короткий видеоролик, рассказывающий о событии 1983 года, которое случилось в Литве с девочкой Расой. Отец Расы случайно на комбайне отрезал обе ноги своей маленькой дочери. Об этой истории поведала свидетель тех событий, которую мы сняли на видео пару лет назад тут в Литве на родине Расы. Меня поразили комментарии и письма, которые я получил. Мне писали, что не могли сдержать слёз, просматривая это видео, все устали от злобы и ненависти, в которую погрузилась наша страна, люди с ностальгией вспоминают времена, когда люди просто были людьми, могли любить, сочувствовать чужому горю и безвозмездно помогать друг другу.

Так что происходит с нами?

В Литве очень много говорят о свободе, но, скорей всего, мало кто понимает то, что свобода может быть как созидательной, так и разрушительной силой. “В обществе в котором нет согласия, свобода является разрушительной силой». Это философское утверждение, проверенное временем, впервые для меня озвучил Вилиус Браженас, с которым при участии Кестутиса Каминскаса нами был создан фильм «Вперёд в прошлое». В этом видео мы хотели показать то, к чему приводит отсутствие согласия между людьми. Общественного согласия в Литве, как и в Евросоюзе нет, людей пытаются объединить, используя внутренний страх и внешние угрозы. Это тупиковый путь, который неизбежно приведёт к разрушению международного права, войне и диктатуре сильного. Современный мир уже стал жить по принципу: «Сегодня умри ты, а я умру завтра».

Все попытки литовских идеологов добиться согласия в обществе обречены на провал по одной лишь причине. Согласие невозможно в государстве, элиты которого генерируют ненависть, цинизм и вражду. Наше общество находится в окружении лицемерия и лжи. С одной стороны людям говорят о важности международного права, с другой стороны власть поддерживает нарушение международного права, политики на словах защищают демократические нормы, на деле сами их грубо нарушают. О каком согласии в обществе может идти речь?

Премьер Литвы Сквернялис на фоне звёзд на коммунистическом флаге. Фото: Lt90.org.

Литва уникальное и единственное в своем роде государство, в котором советская номенклатура отчаянно борется с собственным коммунистическим наследием. Стукачи КГБ рыщут в поисках агентов ФСБ и готовы обвинить любого инакомыслящего в работе на Кремль. Коллаборанты, работающие в интересах иностранных государств, объявляются патриотами, а те, кто пытается защитить интересы своей страны, попадают в списки врагов. Мы живём в государстве, в котором людей судят за звёзды на могилах погибших советских солдат, а литовские чиновники браво позируют на фоне таких же звёзд на коммунистических флагах.

У нас судили советского солдата, который просто выполнял свой долг, я имею ввиду Юрия Меля по делу о 13 января, но в тоже время делают исключение и обходят стороной главнокомандующего советской армии Михаила Горбачёва, без приказа которого ничего не происходило. Упоминание о его роли в литовских событиях в уголовном деле отсутствует.

Это далеко не полный перечень фактов лицемерия. Складывается такое мнение, что власть умышленно препятствует согласию в обществе, тем самым поощряя эмиграцию и суицид в Литве.

Что касается коллаборантов в Литве, то об этом я уже упоминал в некоторых своих статьях, кроме всего, этой теме посвящался и мой фильм “Петля” на литовском языке. Напомню, что в 1991 году когда я работал в Бурятии, наша экономистка, поздравляя меня с обретением Литвой независимости, сделала некоторые экономические расчёты будущего процветания государства. За основу она взяла общую численность населения, которая к тому моменту составляла 3,5 миллионов человек, выгодное географическое положение и передовые на тот момент предприятия, оставшиеся в наследство от СССР. С её слов, Литва являлась единственным в мире государством, которое имело такие богатства на душу населения.

Три с половиной миллиона человек — это население среднего европейского города. Найдите ещё такую страну, в которой на общее количество её граждан имелась бы своя атомная электростанция, выход в море с незамерзающем современным портом, крупнейший нефтеперерабатывающий комбинат, а также передовые отрасли машиностроения, включая химическую, сельскохозяйственную и легкую промышленности. За выгодное географическое положение можно промолчать.

Я уверен в том, что если бы власть находилась в руках патриотов, то ситуация была бы совершенно противоположной. Возможно, скоро и в Литве найдутся экономисты, которые смогут подсчитать ущерб, нанесённый консерваторами и социал-демократами нашей стране. Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: подобное могло случится только по причине отсутствия согласия в обществе. Введение цензуры и репрессии со стороны власти лишь усугубят проблему, и ситуация просто выйдет из под контроля. Этот процесс уже начался и выходит за пределы отдельно взятого государства.

Какой же может быть выход из этой ситуации? Отвечая на подобные вопросы, я всегда стараюсь приводить примеры из опыта собственной жизни и общей истории. “Правда не бывает одна, одна бывает только истина, которая рождается в диалоге”. Ключевым словом в этой мудрости является слово ДИАЛОГ. Уважение или просто понимание правды другого человека и ведёт к образованию согласия в обществе. Если в государстве одна группа людей насильно пытается навязать свою правду всему обществу, то, как правило, это заканчивается эмиграцией, репрессиями и большой кровью. В своей истории мы это уже проходили.

Любая власть, если она работает в интересах другого государства или наднациональных структур, будет препятствовать возникновению согласия в обществе, используя для этого исторические и внутренние противоречия. Если люди любят свою страну, имеют общую цель, то они всегда найдут общие точки соприкосновения, даже несмотря на разногласия.

Как пример я и привожу опыт из собственной жизни, в которой меня окружали различные люди. Это были и фронтовики, и политзаключенные, и даже бывшие немецкие военнопленные. У нас были все национальности — чеченцы, греки, немцы, русские, украинцы, корейцы, японцы и так далее, но мы вместе жили, общались, помогали друг другу, и сейчас я поддерживаю связи со всеми, кто ещё жив. Примером может послужить и моя семья, в которой отец и его брат Повилас были на одной стороне, а по линии мамы все родные были на другой стороне. Несмотря на это, и отец, и мама всегда говорили, что то время было самое счастливое в их жизни. 

Сегодня многие, особенно молодёжь, забыли, какое горе пришлось пережить всем людям во время войны и массовых репрессий. Политики вновь начинают тревожить старые раны и разжигать ненависть между народами, используя при этом запугивание, а порой и открытые репрессии. Глядя на происходящие в Литве события, я утверждаю то, что наше поколение, рождённое в конце 50-х годов, имело больше внутренней свободы, чем современное поколение в Литве. Всё познаётся в сравнении, в связи с этим утверждением я хочу наглядно сравнить две эпохи, в которых многим из нас пришлось жить. В своих утверждениях постараюсь опираться только на конкретные факты и документы из жизни своей семьи. Не думаю, что они будут кардинально отличатся от миллионов судеб других семей.

Первоклассник Ярас Валюкенас со своим дедом Йозасом. 1965 год, Темиртау, Казахская ССР.

Коротко для сравнения я приведу некоторые факты. В 1955 году из Америки на свидание с моим отцом в Казахстан приезжает родная сестра моего деда. К этому времени политические заключенные Карлага уже могли без конвоя выходить на работу. В этом же году по ее просьбе, моего деда из ссылки в Красноярске, перевели в Казахстан в Темиртау и семья смогла соединится. Тюремный срок отцу заменяют вольным поселением. На следующий год отец начинает получать материальную помощь из Америки и продуктовые посылки от организации “Красный крест”. В 1956 году в старом городе Темиртау создаётся первый эстрадный ансамбль, состоящий из четырёх политзаключённых, появляется танцевальная площадка в клубе строительного управления в старой части города. Музыканты исполняли модные танцевальные композиции известного американского оркестра под управлением Гленна Миллера.

В 1957 году на стройку в Темиртау приезжают иностранцы из Болгарии и знакомятся с творчеством оркестра, они посещают танцевальные вечера, а некоторые становятся участниками оркестра. Многие болгары плохо говорили на русском языке и тогда же появляется первое название района в старой части города под веселым названием “Тру-ля-ля”. Район становится культовым, а это название и сегодня знает каждый житель города. Также в этом году отец знакомится с моей мамой, гречанкой по национальности, высланной в 1944 году со всей семьей из Краснодарского края казачьей станицы Крымская. В 1958 году они женятся и уже на следующий год появляюсь я. Мой год рождения ознаменовался протестными выступлениями рабочих в Темиртау, причиной которым являлись болгары, точнее сказать, жилищное неравенство между иностранцами и местными рабочими. Всё это не помешало отметить моё рождение, по рассказам своих родителей знаю, что в этот день собрались гости со всего города, играла музыка и были танцы до утра.

Я не хочу оправдывать преступления эпохи Сталина, эта эпоха прошла, всё надо помнить и не повторять ошибок прошлого. Большинство из нас родилось и жило в другую эпоху, в которой мы уже смогли простить друг друга, свободно мечтать, творить и верить в счастливое будущее. Сегодня этой веры у людей нет. Кто-то вновь желает вернуть нас в эпоху ненависти, лжи, недоверия и войн.

Сравнительный анализ

Можно ли в современной Литве представить себе жизнь людей, которые открыто пропагандируют образ жизни страны, с которой в то время, шла холодная война? Эти люди исполняли джаз, одевались по западной моде, фотографии из моего архива подтверждают это. Они открыто получали материальную помощь от вражеской страны, имели постоянные связи с иностранцами, с которыми были связаны и массовые беспорядки в городе. Насколько я уже помню, рок-н-ролл и анекдоты всегда были неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, мы слушали по радио “Голос Америки” не ради пропаганды, нам было важней услышать новую западную музыку, которая звучала в перерывах. Отец говорил, что стукачи были в их окружении, но на это мало обращали внимания. Родителей никогда не вызывали в КГБ, и тем более не устраивали арестов и обысков. Более того, уже в 1962 году мы получили первую благоустроенную квартиру, и это в то время когда еще многие фронтовики жили в коммунальных общежитиях.

А вот в “свободной” Литве, в лучших традициях сталинского НКВД, в наш дом с обыском ворвалась полиция. Разве тогда в конце пятидесятых годов мы могли себе такое представить, чтобы ранним утром к нам могла ворваться милиция с требованием добровольно сдать оружие, взрывчатку и запрещённую литературу? Именно такие требования нам предъявила литовская полиция, сначала я даже подумал, что это была шутка. Жену не выпустили на работу и даже запретили позвонить, несколько часов длился обыск, полиция забрала все телефоны, компьютерную и другую цифровую технику, документы, некоторые вещи и уехала. В то время я был готов на самые радикальные меры, о чём известил прокурора, близкие друзья помогли мне справится с этим порывом. Особую травму мне нанесли литовские СМИ, началась травля на телевидении и в прессе.

Всё это сильно ударило по моему здоровью, через несколько недель мне пришлось впервые за свою жизнь обратиться к врачам, результатом стало получение инвалидности в 65% нетрудоспособности. Литовская власть убила меня, убила цинично, лишив меня возможности нормальной жизни. Я разговаривал с некоторыми юристами, которые мне прямо заявили — обжаловать, а тем более добиться справедливости в этом государстве не получится.

Сегодня я хорошо понимаю тех, кто решает добровольно покинуть этот мир или просто эмигрировать, и полностью разделяю мысли Ален Делона. Мир стал фальшивым, в котором только деньги имеют значение. Те ценности, которые совсем недавно являлись основанием Европы, уже не существуют.

Эпилог

В этой жизни у каждого может быть своя правда, только истина может быть единой для всех. Истина рождается в диалоге, чтобы это с детства усвоить, наверное, надо было жить в той эпохе и родится в такой семье.

Брат отца Повилас, мой родной дядя, был в партизанском отряде “Железный волк” («партизанском», безусловно, в кавычках, поскольку «Железный волк» представлял собой сборище т.н. «лесных братьев», на деле — бандитов и фашистских пособников. — «НьюсБалт») и погиб уже после ареста отца. Отец часто рассказывал, как Повилас со своим отрядом навещал хутор, в котором находились родные. Повилас с отцом выходили в город и просто гуляли, Повиласу нравилась мирная жизнь, но изменить ничего уже было нельзя. Повилас не мог оставить своих друзей и остался верен своей присяги, хотя у него была возможность уйти на Запад, его там уже ждали близкие люди.

Дядя Яраса Валюкенаса по матери — орденоносец Илья Попандопуло.

По линии мамы три моих родных дяди принимали участие в войне в рядах Советской армии, двое погибли еще в начале войны, а дядя Илья прошел всю войну, после которой приехал в Казахстан к своим родным и жил с нами до конца жизни. Дядя Илья до конца своих дней остался верен своей присяге.

Мой дед Йозас Валюкенас первый раз был арестован в Каунасе в середине 1945 года и отправлен без предъявления обвинений в Воркуту, в 1946 году уже по месту прибытия он был осужден и приговорен к 6 годам специального поселения. В этом же году, не имея никаких документов, он самовольно покинул место ссылки и более месяца самостоятельно добирался из Воркуты до Каунаса. Дед часто вспоминал эту историю и рассказывал о множестве случайных людей, которые помогали ему в пути. Люди помогали продуктами питания, одеждой и даже деньгами и это несмотря на то, что сами жили в труднейших условиях. Прошу заметить, что за всё это время его никто не сдал деда в милицию и не написал донос. Благодаря простым людям он сумел выжить и успешно добраться до Каунаса. Документально в Литве я не смог подтвердить эту информацию, но нашел её в базе данных жертв репрессий в СССР.

В 1949 году деда повторно выслали из Литвы, на этот раз с бабушкой, как членов семьи участника литовского сопротивления (читай: «лесных братьев». — «НьюсБалт»). Их сын, мой отец в 1948 году был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы, обвинение строилось на доносе одного или нескольких учеников каунасской гимназии, в которой учился мой отец. Кстати, в этой же гимназии со слов отца, учился и Витаутас Ландсбергис.

Документальной информации о стукачах я не нашел, но отец знал этих людей, о чем не раз говорил. Я уверен, что именно это послужило поводом в принятии им решения покинуть Литву окончательно. В 2004 году отец сказал, что не сможет жить в этой стране которой правят лицемерие и цинизм. Литву покинули много людей из бывших репрессированных и об этом хорошо знает власть, предпочитая замалчивать этот факт. Власть не любит живых свидетелей того трагического времени и предпочитает делать всё, чтобы эти люди молчали.

Источник«Вперёд в прошлое»