Князь Ольгерд на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Фото: Wanderings.online.

«Вычеркнуть подвиги наших предков в борьбе с крестоносцами»

Странная позиция калининградских чиновников от культуры

Руководитель Госохраннаследия Калининградской области не считает участников битвы при Рудау защитниками Отечества… «„Ветеранов” битвы при Рудау, конца 14 века, — не увековечим… Это огромная титаническая работа», — такими словами глава региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов ответил на предложение общественников увековечить память русских воинов, погибших в сражении при Рудау.

Напомним, в среду, 16 мая, в Общественной палате Калининградской области глава регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Михаил Черенков поднял вопрос о нарушениях законодательства об увековечении воинов Русской Императорской армии и защитников Отечества, погибших на территории региона в разные периоды времени. По его мнению, сегодня ничто не указывает, что в разные периоды российской истории в Калининградской области (в прошлом Восточной Пруссии) шли кровопролитные бои – на многих местах сражений нет ни памятников, ни обелисков. До сих пор в регионе не увековечена память многих защитников Отечества и воинских подразделений, проявивших мужество и героизм в ходе боевых операций разных веков. Соответствующее обращение общественная организация направила губернатору Калининградской области Антону Алиханову, заместителю полномочного представителя президента РФ в СЗФО Роману Балашову, командующему БФ РФ вице-адмиралу Александру Носатову и прокурору Калининградской области Сергею Хлопушину.

В ходе дискуссии, которая, к слову, была жаркой, речь зашла и о битве при Рудау. Это сражение, произошедшее 17 февраля 1370 года у посёлка Мельниково (Рудау) Зеленоградского района. Однако, Евгений Маслов сразу осадил общественника, заявив, что увековечения памяти воинов битвы при Рудау не произойдет. Объяснил он это тем, что это титаническая работа. Других комментариев в ходе дискуссии он не привел.

Позже, уже в беседе с корреспондентом радио «Русский край», руководитель Службы государственной охраны объектов культурного наследия предложил журналисту не тратить времени на вопросы, а лично заняться подготовкой документов. Кроме того, он усомнился, что участники битвы при Рудау являются защитниками Отечества. «Найдите, пожалуйста, что это за люди!», — заявил Евгений Маслов.

«Найдите, пожалуйста, что это за люди, когда была эта битва. Разберитесь и попытайтесь профессионально реализовать с точки зрения исследователя: подготовить документы нормально для того, чтобы увековечить в том месте и тех людей, которые должны быть по закону об увековечении. Речь идет, если я не ошибаюсь, о событиях конца 14 века. Займитесь, пожалуйста, этим. Сформируйте документы, а я посмотрю, как у вас это получится с точки зрения норм российского законодательства, а не с точки зрения говорильни. Я знаю, как историк профессиональный и кандидат исторических наук, который много сделал для реализации закона об увековечении на территории Калининградской области. Я понимаю, где болтовня, а где реальные дела», — сказал Маслов.

Глава Госохраннаследия Калининградской области Евгений Маслов. Фото с сайта резерва управленческих кадров Калининградской области.

Почему Евгений Маслов решил переложить на журналиста работу, которой должна заниматься вверенная ему служба? Почему профессиональный историк и кандидат исторических наук усомнился в участии русских в сражении при Рудау? На эти вопросы нам так и не удалось найти ответы. Раз уж Евгений Александрович предложил нам, журналистам, найти, что это за люди, постараемся это сделать.

Битва при Рудау, произошедшая 17 февраля 1370 года, — это сражение между войсками Великого княжества Литовского во главе с князем Ольгердом и тевтонскими рыцарями, произошедшее на современной территории Калининградской области. По разным оценкам численность участвовавших с двух сторон в сражении войск оценивается от 30 до 100 тысяч человек.

На поле битвы вышли воины, чтобы остановить немецкое нашествие с Запада на княжества Руси. Ольгерд в 1370 году предпринял очередной поход против Тевтонского ордена, чтобы прекратить его набеги на Литву и Русь, он смог дойти в этом походе почти до Кенигсберга. Здесь следует заметить, что в конце XIII и в XIV веке, к моменту начала тевтонско-литовских войн, в состав Великого княжества Литовского входили земли современных Украины и Белоруссии, а также часть северо-западных территорий современной России. В то время вся Русь была раздроблена на несколько княжеств, которые старались самостоятельно решать вопросы обороны своих земель и соперничали друг с другом, но это были русские княжества. В состав Великого княжества Литовского входили Полоцк, Минск, Киев, псковские, смоленские, черниговские земли… Это княжество ко времени битвы при Рудау простиралось от Балтики до Черного моря. Русские, белорусские и литовские жители княжества говорили на одном языке и их объединяла одна вера. Государственным языком при Ольгерде был русский, о чем свидетельствует его личная печать. И хотя дружина Ольгерда и знать желала сохранения языческой веры, сам князь принял крещение в православной вере.

Великий князь Ольгерд воевал с Москвой, но в союзе с Тверскими князьями. Это было обычным делом тогда, междукняжеские «разборки» — дань времени, или говоря словами Пушкина — «вечный спор славян между собою». Нет никаких оснований рассматривать военные походы Ольгерда на Москву в качестве антирусских акций: в 14 веке Великое княжество Литовское было таким же русским государством, как Новгородская республика или Великое княжество Тверское, поэтому московско-литовское противостояние являлось русской междоусобицей, подобной московско-новгородскому или московско-тверскому конфликтам. Но заслуга Ольгерда в отражении нашествия крестоносцев с Запада и татарских набегов с юга и востока велика. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Орде и крестоносцам. В 1862 году русские историки оценили вклад князя в становление России — скульптор Михаил Микешин изобразил Ольгерда на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде, как «Героя России», среди великих людей, создавших российскую государственность. Иными словами, русская дореволюционная история признавала вклад князя Ольгерда в сохранение и развитие русской самобытности. По сути, в 14 веке князь Ольгерд проводил русскую политику, объединяя земли Руси в единое государство, и именно под командованием этого героя России сражались русские воины на поле битвы при Рудау.

Глава регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Михаил Черенков считает странным нежелание Госохраннаследия вспомнить о подвигах защитников Отечества времен средневековья:

«Очень странно, что Евгений Александрович Маслов на наше предложение увековечить память тех, кто погиб в битве при Рудау в 14 веке на территории Калининградской области на заседании совета ответил, что он не видит смысла в этом увековечении. Дело в том, что битва при Рудау, произошедшая 17 февраля 1370 года — это, пожалуй, единственное событие средневековой истории, когда русские сражались с тевтонами на территории Калининградской области. Это были войска великого княжества Литовского, но называлось оно Великое княжество Литовское и Русское, потому, что включало в себя земли современной Белоруссии, Украины — 90% населения Великого княжества Литовского и Русского — были русские. Битва была достаточно масштабной. Тевтонский орден не смог победить литовско-русское войско. Результат был ничейным, но в результате битвы Тевтонскому ордену был нанесен значительный ущерб. Тевтонское войско не смогло преследовать русско-литовское и наше войско ушло с богатой добычей обратно в Литву. Мало того, князь Ольгерд, который командовал войском — удивительный человек. Он изображен на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде. Он был женат на двух русских княжнах. По сведениям, он принял тайно православие, был крещеным потому, что упоминается в помяннике Киево-Печерской Лавры. К сожалению, верхушка литовской знати была языческой. Ольгерду приходилось скрывать свое православие. Но он бы не смог жениться на русских княжнах, потому что главным условием этого было принятие православной веры. Вообще, история Ольгерда и данного периода Литвы — она крайне интересна для нас тем, что Литва находилась в то время на перепутье между православием, католичеством и язычеством. Литовские князья выбирали ту веру, которая была им выгоднее. Были очень сильны среди литовской знати языческие традиции. Кстати, во времена Ольгерда появились Виленские мученики в городе Вильно. Это Иоанн, Антоний и Евстафий Виленские. Это воины из его дружины. Воины, которые приняли православие и были крещены священником Нестором, который приехал с женой Ольгерда. Они приняли мученическую кончину, а прославлены были в Константинополе и почитались на Руси. Их мощи до сих пор находятся в Вильнюсе в Свято-духовом монастыре, который принадлежит Русской Православной церкви».

По современной оценке, численность литовско-русского войска в битве при Рудау не превышала 17 тысяч человек, в том числе две тысячи татар. Тевтонский орден смог узнать о приближении литовско-русского войска к Кёнигсбергу. 17 февраля 1370 года у посёлка Мельниково (Рудау) войска тевтонов и русичей сошлись в кровавой битве. По свидетельству ливонского хрониста русичи не дрогнули в сражении, дрались стойко и многие погибли. Согласно «Ливонской хронике» Германа Вартберга, который описывал битву при Рудау, в сражении «пало около 5 500 храбрых мужей, большею частью русских, не считая тех, кои, рассеявшись по пустыне, погибли от холода». Немецкие историки обычно преувеличивают потери русско-литовского войска и приуменьшают свои. Но мы можем видеть перечень павших знатных тевтонцев: 26 рыцарей, среди которых маршал Хеннинг Шиндекопф, комтур Бранденбургский Конрад фон Хатенштейн, комтур Рединский, подкомтур Генрих фон Хатенштейн. Пали «паломники» Арнольд Лареттский и ещё два иноземных рыцаря. Погибло, по разным источникам, от 176 до 300 конных воинов. Павших ополченцев и оруженосцев никто, как обычно, не считал. Результат битвы оказался ничейным — ни одна из сторон не добилась победы, но обе понесли большие потери. Ольгерд не смог добиться внезапности своего нападения и был вынужден прервать поход — его войско, захватив обоз тевтонов, ушло назад в Литву с большой добычей. Тевтонский орден, в свою очередь, понеся тяжелые потери, не смог помешать Ольгерду уйти, но смог защитить Кёнигсберг.

Остатки немецкого памятника погибшим крестоносцам в битве при Рудау. До сих пор сохранился в пос. Мельниково. Фото: Imperative.eu.

В нынешних сложных геополитических условиях вспомнить об общей истории и совместными усилиями популяризовать битву при Рудау — важно, считает Михаил Черенков:

«Очень важно битву при Рудау популяризировать и развивать не только с туристической точки зрения нашего региона. Посмотрите, как поляки сделали ярким событием Грюнвальдскую битву. Битва при Рудау не менее яркая. Но для нас она важна еще и тем, что в данной геополитической сложной обстановке, когда современная Литва — это государство, настроенное враждебно по отношению России, мы имеем событие истории, которое объединяет и русских, и литовцев. И русские, и литовцы в битве при Рудау сражались плечом к плечу против агрессоров-крестоносцев. Отбрасывать такой повод для объединения усилий в популяризации исторического места на территории Калининградской области, которое связано с Россией и Литвой, мне кажется, по меньшей мере недальновидно».

Вполне возможно, что позиция руководства Госохраннаследия Калининградской области формируется членами общественного совета при этой службе. Так, член совета архивист Анатолий Бахтин в 2010 году описывал сражение при Рудау, как значимую страницу истории именно Восточной Пруссии, отражавшей набеги литовцев. «В принципе это был один из многочисленных набегов литовцев на земли ордена», — говорил Бахтин.

О непрекращающихся набегах Тевтонского и Ливонского орденов на западные русские земли в 13-14 веках Бахтин умолчал, желая, видимо, показать литовцев агрессорами. Удивительно и то, что Бахтин не в курсе того, что большинство литовского войска составляли русские. Видимо, руководитель регионального Госохраннаследия Евгений Маслов и его «советники» руководствуются иными интересами, а не желанием укреплять память о том, что у России и Литвы есть общая история и именно здесь на территории Калининградской области семь веков назад наши предки вместе защищали общие интересы. Здесь, в современном поселке Мельниково на территории Калининградской области погибло около 5 тысяч русских воинов, что «задокументировано» даже не русской, а ливонской хроникой, а значит погибшие однозначно подпадают под действие федерального закона №4291-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и их память подлежит сохранению, и никакие аргументы о том, что раз это было давно, то о погибших можно забыть, здесь не действуют.

Забыть и вычеркнуть подвиги наших предков в борьбе с крестоносцами, не видеть ничего положительного в деятельности Ольгерда для России — разве такую позицию должен занимать российский чиновник, а тем более историк?

К слову, немецкие власти о битве при Рудау помнили и память своих воинов чтили. Было ли это для них «титанической работой»? Скорее всего — нет. Немцы поставили памятник погибшим крестоносцам в Мельниково, который сохранился до сих пор. Поставит ли памятник своим сынам Россия? Признает ли Ольгерда своим, или отречется от него на радость сегодняшним литовским националистам и немецким реваншистам?!

Источник«Русский край».