Глава русской общины Калининградской области Максим Макаров. Фото предоставлено героем публикации.

«Калининградское краеведение должно включать историю дотевтонского периода»

Интервью главы русской общины Калининградской области Максима Макарова

Глава русской общины Калининградской области Максим Макаров рассказал «Клопс» о перспективах создания в регионе русского культурного центра «Александро-Невская слобода», о тех задачах, которые будет решать новое учреждение, и о деятельности русской общины в целом.

— Максим Юрьевич, расскажите о проекте создания в нашей области русского культурного центра.

— В 2014 году по указу президента в нашей стране создан оргкомитет по подготовке и проведению празднования в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. К этому важному юбилею русская община Калининградской области считает важным создать в нашем регионе русский культурный центр. Мы видим его как древнерусскую крепость, построенную в стиле русского оборонного деревянного зодчества. Рабочее название центра — «Александро-Невская слобода». В 2017 году наша организация подписала соглашение с калининградским фондом культуры «Зов» о совместной реализации данного проекта. Фонд с начала 90-х годов получил в бессрочное пользование несколько гектаров земли бывшего немецкого парка «Вальдбург» в Гурьевском районе, расчистил территорию и проводил там много патриотических и культурных мероприятий. Недавно я летал в Екатеринбург, где провёл переговоры с потенциальными инвесторами проекта, а также встретился с председателем Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергеем Вадимовичем Степашиным. Я передал ему необходимые документы и письмо от русской общины с просьбой поддержать наш проект, так как ИППО занимается вопросами сохранения исторического и культурного наследия. Пока ждём ответ.

— Чем будет заниматься центр?

— Поддержкой и укреплением российской идентичности региона, а также русской идентичности 772 тысяч русских калининградцев. Есть исследования учёных, которые говорят о том, что до прихода Тевтонского ордена здесь жили балто-славянские племена. Важно доносить до наших детей со школьной скамьи, что они живут на своей земле, на земле своих дальних предков. Тем более есть научные данные о том, что родоначальники русских династий Рюриковичей и Романовых пошли отсюда, с южных берегов Балтийского (тогда Варяжского) моря. По этому пути надо идти, в первую очередь влияя на самосознание подрастающего поколения.

— Каким образом?

— Например, на базе русского культурного центра мы хотим разместить музей истории и культуры регионов — доноров первоначального населения Калининградской области. Также здесь можно будет проводить ежегодный межрегиональный этнографический фестиваль «Народное единство». Регионы-доноры могут оказать финансовую помощь проекту в виде выделения средств на строительство в Калининграде образца деревянного зодчества своего региона, а также передать в будущий музей часть экспонатов из запасников своих краеведческих музеев. Хорошо продуманный комплекс мероприятий в данном направлении, несомненно, привлечёт в наш регион многочисленных иностранных туристов, поможет развитию областной экономики и повысит занятость населения. Но самое главное в том, что наши калининградские дети получат уникальную возможность прикоснуться к подлинным и воссозданным образцам родной истории и культуры без необходимости усложнённого выезда на основную территорию России. Я давно считаю, что Калининградская область должна позиционировать себя как европейский музей русской культуры. Отчасти это видение начинает работать, когда ведутся разговоры о создании в регионе филиала Большого театра, Эрмитажа, Третьяковской галереи.

— Вы часто говорите в своих интервью, что у жителей региона есть некоторые проблемы со своей идентичностью.

— Важно понимать, как образовывался регион. Сюда ехали со всего СССР, но в основном из Центральной России и Белоруссии. Несмотря на то что в те времена существовала графа «национальность», всё-таки «советскость» ставилась выше, чем «русскость», а в 90-е годы, когда распался Советский Союз, слово «русский» нельзя было употребить без того, чтобы тебя не обвинили в национализме. Сейчас всё не так плохо, ещё перед выборами 2012 года наш президент включил в свой политический лексикон понятие «государствообразующий русский народ», к тому же 82% жителей региона считают себя русскими. Если сравнить результаты переписи 1989 года с результатами переписи населения 2010 года, то мы увидим, что русских на территории бывшего СССР стало на 20 миллионов меньше. Это страшная цифра, сопоставимая с потерями в войне. Только вернув русским русские самосознание и культуру, в том числе культуру многодетности, мы можем исправить ситуацию к лучшему. Всё это свидетельствует о том, что в целом в нашей стране понимают, что, если русские перестанут ощущать себя как единый народ, мы потеряем страну.

— Чем была обусловлена необходимость создания русской общины в нашем регионе?

— Основателями нашей русской общины являются в том числе два участника штурма Кёнигсберга, которые полностью поддержали наши патриотические цели. Главная же цель организации — создать приоритетные условия для того, чтобы коренные жители Калининградской области и их потомки могли изучать свою родную историю и культуру. В настоящее время понимание важности этого существует и на федеральном уровне. В 2015 году Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ назвал Калининградскую область (наряду с Крымом и Дальним Востоком) территорией, стратегически важной для сохранения в ней «русскости». Об этом же сказано и в резолюции Первого калининградского форума Всемирного русского народного собора, который был проведён в Калининграде в марте 2015 года.

— Ощущаете ли вы поддержку на региональном уровне?

— Вы знаете, не всегда. Например, в 2016 году мы хотели совместно с армянской региональной национально-культурной автономией подготовить обращение в защиту Артёма Хачатурова, талантливого органного мастера и музыканта, которого хотели уволить из Кафедрального собора. Когда я представился, Сурен Манукян, исполнительный директор регионального Совета национально-культурных сообществ Калининградской области, сказал мне: «Русская община в России? Как-то режет слух». Вот такое парадоксальное отношение.

— Что вы вкладываете в понятия «коренной житель Калининградской области» и «русский человек»?

— Русский — тот, кто ощущает себя наследником русской культуры и истории. Тут, конечно, речь не идёт ни о каком превосходстве нашего народа. Коренной житель региона — это тот, кто родился в области, у кого здесь похоронены предки, а также любой житель нашего региона, который, как и коренные калининградцы, помнит о своих корнях в большой России. На мой взгляд, нам очень важно быть «Иванами, помнящими своё родство».

— Поясните почему?

— В каждом регионе России коренное население сохраняет культуру, историю и краеведение — без этого мы будем относиться к Калининградской области как временщики. Наше калининградское краеведение должно включать большой пласт истории и культуры регионов бывшего СССР, из которых сюда приехали первые калининградцы, а также историю дотевтонского периода.

Справка. Макаров Максим Юрьевич родился в 1978 году в Латвийской ССР. В 1993 году с родителями переехал на родину отца — в Калининградскую область. В 1999 году окончил Калининградский юридический институт МВД РФ, получил высшее юридическое образование. Работал в отделе пропаганды ГИБДД, пресс-секретарём начальника УВД и начальником информационно-аналитического отделения милиции общественной безопасности УВД Калининградской области. С декабря 2010 по 2015 год был на госслужбе в правительстве Калининградской области, возглавлял подразделения, созданные для подготовки к ЧМ-2018. С 2015 года по настоящее время — исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области». Имеет классный чин государственного гражданского служащего — «Государственный советник Калининградской области третьего класса». Женат, четверо детей.