Историк, публицист Игорь Гуров. Фото из архива «Новостей Балтики».

Рождение Калининграда приравняли к «нашествию варваров в оазис немецкой цивилизации»

«Новости Балтики» представляют рецензию калининградского историка Игоря Гурова на русофобскую книгу «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев». Публикуется впервые

Накануне Дня Победы информационно-аналитический портал «Новости Балтики» возвращается к теме переформатирования сознания российской молодёжи, которое (переформатирование) разрушает сакральность ключевого исторического события на планете Земле – победы советского народа над фашизмом. Ещё 25 лет назад, когда у руля государства и регионов стояли дети фронтовиков, подобные идеологические диверсии пресекались на корню. Доказательство тому — впервые публикуемая в прессе рецензия выдающегося калининградского историка, политолога, публициста Игоря Гурова, так рано ушедшего от нас.

Русофобская книжка впервые вышла в Германии в 1999 г.

Рецензия посвящена сборнику «Восточная Пруссия глазами советских переселенцев», созданному в 90-е годы историками Калининградского государственного университета (ныне Балтийского федерального университета имени немецкого философа Канта) и ставшему сценарным материалом для русофобского спектакля «Кантград», которым минувшей весной заинтересовались компетентные органы (подробнее читайте здесь). Как известно, тогда это провокационное издание, первоначально названное «Переселенцы рассказывают», региональные власти печатать не стали – буквально рассыпали набор уже готовой книги (зато сборник вскоре вышел в Германии на немецком языке). Итак, гуровская оценка русофобской книжки:

«Новая книга «Переселенцы рассказывают», представленная калининградскому издательству, стала подарком любителям истории и страноведения. Книга возникла на основе воспоминаний советских переселенцев, которые находились в Калининградской области в первые послевоенные годы. Авторы книги проделали большую и сложную работу. Ими был собран важный материал, имеющий для современного калининградского читателя значимый интерес.

К сожалению, данное исследование не лишено предвзятого отношения и субъективизмов, что наглядно прослеживается как в выборе представленных фактов, так и в способах их представления. Иногда во время чтения возникает впечатление, что издатели находились под влиянием всеобщей эйфории разоблачения, характерной для русской публицистики 80-х гг. Они не всегда достаточно объективно смотрели на демографические процессы, происходившие в нашем регионе в послевоенные годы.

Так, присоединение части восточно-прусских земель к Советскому Союзу приравнивается в данной научной работе к нашествию полудиких варваров в красивый оазис «немецкой цивилизации», где «раньше в городах жили люди, ценившие природу, красоту и комфорт». Авторы не указывают, что это были разные люди, которые часто не отвечали идеализированным воспоминаниям поселенцев. Кроме того, именно отсюда поднимались в воздух фашистские самолёты и сбрасывали бомбы на советские города и деревни.

В собранных воспоминаниях постоянно проводится странная параллель: с одной стороны хорошие несчастные немцы, с другой стороны — обижавшие их и агрессивно настроенные к ним плохие русские. Немцы представлены людьми заботливыми, чистоплотными и трудолюбивыми. «У русских все строилось на давай-давай». Переселенцы были грязно одеты и вели себя нагло. «Нас приветствовал председатель колхоза. На нем был ободранный кожаный плащ, что мы думали: «Если это председатель, то какой же тогда колхоз?»».

В книге можно встретить совершенно абсурдные утверждения о том, что русские не умели варить компот (они научились этому у «умных» немцев), а закладывали яблоки в бочонки, а также что русские не видели раньше парков, потому что в их городах не было зелёных зон, и они впервые увидели что-то подобное в тогдашней Пруссии.

Особенно подчеркивается, как голодали немцы, как из них делали рабов и переселяли их на крыши и мансарды, прогоняли из своих квартир, а ночью ходили расстреливать. И лишь вскользь упоминается, что русские голодали вместе с немцами, что они ещё какое-то время жили в руинах, которые в любую минуту могли обвалиться. Война привела к увеличению преступности во всей Европе. Убийства и грабежи стали повседневной реальностью. Преступники из числа разных народностей убивали, не различая — русский, немец, поляк или литовец. Увеличение хулиганства привели к бесчинству в городах. Для предотвращения вандализма против преступности предпринимались различные страшные меры, которые должно было осуществлять советское военное и гражданское население.

В представленной научной работе практически не показаны положительные моменты в жизни первых калининградцев. Возникает вопрос – кто поднял тогда этот город из руин, кто построил новые районы города, кто наладил систему жизнеобеспечения, кто создал флот, восстановил заводы, фабрики и культурные учреждения?

Между строк постоянно чувствуется равнодушие к жертвам войны и к труду наших соотечественников, возродивших нашу землю. Возникает впечатление, будто описанные события освещаются не очевидцами тех страшных лет, а нашими современниками, которые не видели своими глазами, в живую, войну и не понимают обстоятельства того времени, но пытаются об этом рассуждать и давать оценку прошлому. Во многих случаях это разрушает общий фон и лишает неподдельно объективной картины. Будто это время могло быть не без тёмных страшных моментов.

В целом следует сделать вывод, что данная книга нуждается в значительной переработке. В данном издании следует указать не только отрицательные стороны послевоенного времени, но и положительные моменты, которые показывают, как несмотря на все трудности и лишения того времени первые калининградцы смогли достичь успехов в восстановлении нормальной жизни.

Справка «Новостей Балтики». Игорь Гуров. Родился 1 октября 1962 года в городе Светлогорске Калининградской области. В 1984 году окончил экономико-правовой (юридический) факультет Калининградского государственного университета. Преподавал в ряде учебных заведений Калининградской области право, философию и историю. С 1990-х годов публиковал статьи, посвящённые истории и геополитическим вопросам (печатался в таких газетах как «Политика», «Русский вестник», «Засечный рубеж», а также на порталах «Западная Русь», «Русский музей» и ряде др). Игорь Гуров стоял у истоков создания молодежной православной общины Калининградской области. Работал в Министерстве по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области в должности эксперта по взаимодействию с НКО. Скоропостижно скончался 9 февраля 2017 года в возрасте 55 лет.