Фрагмент игры с «польскими лагерями смерти».

«Зов долга». «Стрелялки» по истории

Обзор компьютерных игр, в которых нагло и цинично фальсифицируются исторические факты

Влиятельное германское издание Bild накануне инициировало опрос среди геймеров на лучшую компьютерную игру 2019 года. В лидеры ожидаемо вырвалась американская стрелялка Call of Duty: Modern Warfare (на русский язык переводится как «Зов долга: Современная война»).

В лидеры ожидаемо вырвалась американская стрелялка Call of Duty.

Причины популярности, по мнению обозревателя FLB, не столько в новом сюжете и спецэффектах, сколько в прямой русофобской пропаганде. Вообще видеоигры неоднократно служили пропагандистским инструментом — не только в США, но и в Германии. Представляем обзор таких примеров манипулирования исторической правдой. 

ОТ КАРТОШКИ ВМЕСТО ГРАНАТ ДО «ШОССЕ СМЕРТИ»

Вышедшая в октябре 2019 года игра Call of Duty: Modern Warfare представляет собой вымышленный вооружённый конфликт в Сирии между американскими и российскими солдатами. Красной нитью в шутере проходит мысль – американцы хорошие, а русские плохие. Вот лишь один из ярких примеров.

В новейшей истории войн есть понятие «Шоссе смерти» (англ. Highway of Death). Такое название западные военные журналисты дали одному из финальных эпизодов войны в Персидском заливе, когда в феврале 1991 года авиация США разбомбила колонну автомобилей и единиц бронетехники иракской армии, отступавшую из Кувейта.

«Шоссе смерти» на кувейтско-иракской границе. Последствия бомбардировки США.

Тогда между Эль-Кувейтом и иракской границей были уничтожены до 1400 машин иракской армии. Бывший генпрокурор США Рэмси Кларк назвал инцидент военным преступлением, обвинив Пентагон в нарушении Женевских конвенций о защите гражданского населения в военное время (как оказалось, в колонне были гражданские машины с женщинами и детьми). Однако Бушу-старшему «Шоссе смерти» сошло с рук. С тех пор прошло без малого 30 лет, и вот в новой стрелялке Call of Duty: Modern Warfare «Шоссе смерти» появилось в исполнении… российской армии. В одной из миссий мы находим highway of death с припиской, что «русские бомбили его во время вторжения, убивая людей, пытавшихся сбежать».

«Шоссе смерти» от России.

«Если кто-то не интересуется историей и не знает этого события, есть большая вероятность, что в памяти фраза «Шоссе смерти» навсегда будет ассоциироваться с виной России. Всё потому, что он играл только в одну компьютерную игру», — констатирует польский специализированный портал Komputerswiat.pl.

Из «мелочей» антироссийской пропаганды отметим, что герои игры – американцы (на лица все молодые и красивые) – имеют в своём распоряжении новейшие оружие и транспортные средства, в то время как русские и террористы оснащены автоматами Калашникова, ветхими джипами и танками, помнящими конфликты полувековой давности. Портал komputerswiat.pl вновь читает между строк: «Всё это создаёт у молодых людей во всем мире ощущение, что они должны быть на стороне США. На войне мы бы предпочли иметь приборы ночного видения, современные шлемы и оружие, которое никогда не заклинивает, верно?».

Или вот ещё пример. Перед вами фрагмент игры – «русский солдат» хочет убить мальчика, которого прикрывает араб. Обратите внимание на вид «русского» – мордоворот в тельняшке с «имперскими» наколками в виде царской короны. Согласитесь, отталкивающее зрелище.

«Русский солдат» хочет убить мальчика.

Стоит отметить, что разработчики «Чувства долга» уже были замечены в пренебрежении к советским, российским военным. В Call of Duty–2 красноармейцы, оборонявшие Москву в 1941 году, были изображены сознательно неказисто (скажем, головы наших бойцов защищали каски, больше похожие на эмалированные котелки) особенно на фоне детально проработанных солдат британской и американской армий.

Красноармейцы изображены сознательно неказисто.

Но самый сомнительный эпизод в Call of Duty–2 связан с картошкой, которую за неимением гранат, вынуждены кидать красноармейцы в фашистов. В игре приведён следующий диалог бойца и комиссара (образ которого слеплен из Жириновского):

— Но это же картошка, товарищ комиссар. Почему у нас картошка вместо гранат?

— Потому что настоящих гранат у нас слишком мало.

У советских солдат — картошка вместо гранат.

«ПОЧЕМУ ПОЛЬША НАЧАЛА ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ?»

На втором месте по переписыванию истории стоят немецкие компьютерные разработчики. Как известно, Германия развязала две мировые войны, но этот ключевой исторический факт тамошние игроведы стараются всячески замолчать, приписав инициативу Польше. Конечно, в связи с недавними заявлениями Владимира Путина о преступной роли официальной Варшавы в создании военного союза против СССР, можно говорить, что Польша фактически стала соучастницей немецко-фашистской агрессии на наше государство, однако современные «стрелялки» из Германии хотят полностью снять ответственность со своей страны. Например, в игре Codename: Panzers геймеры узнают из вступления, что нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 года было спровоцировано поляками, а не наоборот.

Есть в этом шутере также символические детали, которые рисуют поляков, сражающихся с фашистами, в чёрном цвете. Скажем, в подвале одного из домов немецкие солдаты спотыкаются о пьяного поляка.

Фашисты и пьяный поляк.

В итоге после волны негодования из Варшавы польскую версию Codename: Panzers отцензурировали, но в немецкой и английской, по-прежнему, Польша значится как агрессор, напавший на Третий рейх, который вынужден был защищаться.

Германские разработчики умудрились возложить на Польшу вину на развязывание даже Первой мировой войны. Речь идёт об игре Supremacy 1914. Вот как продвигали «стрелялку» в польских соцсетях:

Надпись на английском и польском языках гласит: «Почему Польша начала Первую мировую войну?»

Такая манипуляция для привлечения внимания, конечно же, не имеет ничего общего с исторической правдой, поскольку в 1914 году ещё не существовало Польши как независимого государства (было Польское царство в составе Российской империи).

ПРИГЛАШЕНИЕ ПОСТРЕЛЯТЬ В УЗНИКОВ КОНЦЛАГЕРЕЙ

Ещё один скандал касается игры, созданной на Украине. Компания Alien Games from Ukrainian Odessa, за которой стоит украинский компьютерщик Дмитрий Дыбин, выпустила онлайн-игру Cost of Freedom («Стоимость свободы»), где используется ложный исторический термин — «польские лагеря смерти». Гнев польских политиков вызвала также сцена убийства заключённых в газовой камере, которая сопровождается рэпом со словами: «Polskie obozy, Polskie obozy» («Польские лагеря»), а также репликами: «Где честь этой великой польской нации? Где ваша честь, польские собаки?»

Фрагмент игры с «польскими лагерями смерти».

Более того, геймер может воплотиться не только в узника концлагеря, чтобы затем сбежать, но и в эсэсовца, который преследует и убивает заключённых, а также решает, какую группу узников отправить на работу, а какую — в газовую камеру.

«В этом случае может быть политическая провокация против Польши в международном масштабе», — заявил депутат сейма Юзеф Бринкус, направив в варшавскую прокуратуру заявление о проверке. А дальше уже проправительственные польские СМИ обвинили в создании провокационного ролика… Россию, на том лишь основании, что Дыбин когда-то участвовал в московском конкурсе Studcinemafest.

Статья в польском издании Dorzeczy.pl, где игра выглядят как «грубая российская провокация».

Сам разработчик открестился от ролика про «польских собак», назвав это фейком и обвинив неизвестных провокаторов в самой Польше. Так или иначе, разработка игры была приостановлена.

…Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что коллективный Запад не прекращает системно работать со своей молодёжью, чтобы она – в играх, отдыхая и не заморачиваясь – воспринимала за правду насквозь фальшивую историю не только XX, но уже и XXI веков. И следует, как минимум, быть готовым к тому, что волна фейков «оттуда» захлестнёт интернет-пространство в предстоящем 2020 году, когда Россия будет праздновать 75-летие Великой Победы.

Источник: Агентства федеральных расследований