Российский кинорежиссёр Владимир Фокин, всесоюзную известность которому принёс телесериал «ТАСС уполномочен заявить», сравнил калининградские процессы «европеизации», приправленные германским душком, с украинско-майданным сценарием.
Фокин прибыл в Калининградскую область накануне на фестиваль «Балтийские дебюты». Поучаствовав в экспресс-экскурсии по Калининграду, режиссёр удивился пронемецкой новодельной архитектуре Калининграда. По его словам, он не понимает, почему даже новые дома, в том числе и в частном секторе, стараются отделать по-немецки, по-европейски.
«Это напоминает мне мою родную Украину, которая утверждает, что она Европа. «Це Европа», — они говорят. Ну и тут, значит, как бы: «Це… Прусская Германия», – цитирует Фокина издание kaliningrad.kp.ru.
Народный артист России отметил «красивость» переделанных под несуществующий «ганзейский стиль» хрущёвок на Ленинском проспекте в Калининграде.
«Красиво, слов нет. Но понять эту тенденцию я не могу. Такое впечатление, что город готовится к сдаче, к репатриации. Надеюсь, такого не будет никогда», — подытожил Фокин.
Издание «Новости Балтики» отмечает, что уже не первый раз уважаемые люди из российской столицы поражаются пораженческим духом калининградцев, создающих в российском эксклаве эрзац-копию «немецкой слободки». Стоит напомнить слова руководителя департамента музеев Министерства культуры России Владислава Кононова, сказанные в интервью «Литературки» минувшей осенью:
«Да, проблемы есть, скрывать не буду. Могу пример привести по Калининграду… Ни для кого не секрет, что эта территория когда-то была Восточной Пруссией, а в 1945 году стала частью Советского Союза. Сегодня это – русская, российская земля. И сегодня здесь существует проблема «германизации». «Германизация» – это когда, например, дети, подростки, а то и взрослые, называют свой город не Калининградом, а Кёником – такая производная от Кёнигсберга…»
В начале 2019 года генеральный директор «Третьяковской галереи» Зельфира Трегулова заявила в Калинингреде:
«Я думаю, что мы будем стараться показывать здесь очень важные произведения отечественного искусства, поскольку в какой-то обозримой близости к Калининграду нет ни одного музея, который бы серьёзно представлял русское искусство».
Также стоит обратить внимание на слова известного в России фотографа Игоря Зарембо:
«Калининградцам не за что просить прощения у Кёнигсберга».
Таким образом, полагает редакция «Новостей Балтики», следует зафиксировать удивление столичной творческой интеллигенции процессами «ментальной германизации», идущими в Калининградской области, отделённой от России странами Евросоюза. К сожалению, также стоит констатировать, что сие удивление — слишком запоздалое. Пациент, конечно, жив, но, как бы не поздно было пить «Боржоми».