Валентина и Виктор Забалуевы. 1947 год. Калининград

«Отказался жить в кёнигсбергском особняке. Нескромно для старшего лейтенанта и комсомольца»

История фронтовика Виктора Забалуева, бравшего твердыню Восточной Пруссии

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» продолжает публиковать истории от наших читателей о своих дедах-фронтовиках, бравших в 1944-1945 годах штурмом Пруссию (начало — «С незаряженным карабином взял в плен трёх фрицев» и «Пошёл добровольцем, видимо, насмотрелся на сосиски с „Баварским“»). Всем откликнувшимся мы передали «Календарь Победы» — сборник, созданный нашей редакцией и посвящённый героическому взятию воинами Красной армии 12-ти германских городов, которые сегодня принадлежат не только России, но и Польше с Литвой.

Виктор Забалуев.

Сегодня расскажем о Викторе Ивановиче Забалуеве, участнике штурма Кёнигсберга, который корректировал огонь артиллерии на чердаке особняка германского барона фон Виттиха. Ныне это печально известный музейный комплекс «Командный пункт 43-й армии» в пос. Холмогоровка — превращённый в ночлежку для бомжей (подробнее читайте в материале «Counter-Strike по исторической памяти»).

«Папа родился в Горьковской области в 1924 году. В сорок первом ему было всего 17 лет, поэтому добровольцем не взяли, но он с другом приписал себе по году. В итоге военком направил пацанов в Ярославское артиллерийское училище, и с 1942 года он уже был на фронте, — рассказала «НьюсБалт» дочь В.И. Забалуева Лариса Исакова. — Дошёл до Кёнигсберга. О войне рассказывал мало. Помню, например, что в конце 1980-х годов мы были в пос. Холмогоровка, и он нас подвёл к особняку на горе, сказав, что в этом здании на чердаке был наблюдательный пункт, а он оттуда корректировал огонь артиллерии.

Ещё рассказывал, что во время штурма Кёнигсберга выставили пушки прямо напротив Королевского дворца и начали обстреливать башню. «Мы не могли понять, — вспоминал отец, — от выстрелов прямой наводкой оставались лишь небольшие выбоины на стенах. Потом уже после штурма мы увидели, что стены толщиной 2,5 метра».

Зять Виктора Ивановича Валерий Исаков приводит такую историю:

«Отец рассказывал, что самое страшное, что он испытал во время войны и что всегда стояло в глазах — это рукопашная с фашистами. Когда, говорил он, надо смотреть в глаза противнику, когда куски мяса и кровь, вот они — рядом».

Возможно, Забалуев вспоминал именно тот рукопашный бой в декабре 1943 года, за который был награждён орденом Красной Звезды. Читаем в наградном листе:

«25 декабря он вместе со взводом участвовал в рукопашном бою и лично пристрелил немецкого обер-лейтенанта и 6 солдат. Достоин награждения орденом «Красная Звезда».

Фрагмент наградного листа В.И. Забалуева.

Со своей будущей женой Валентиной Виктор познакомился в нынешнем поселке Междуречье Черняховского района в 1945 году.

«У нашей мамы был чудесный сопрано, — вступает в разговор вторая дочь Наталия Агафонова. — Она любила и умела петь! Мы, дети, были уверены, что, если бы не война, мама, с её голосом и красотой, наверняка, блистала бы на сцене. Судьба распорядилась иначе: мама с нашей бабушкой, Домникией Михайловной, жили в Днепропетровске, когда туда пришли фашисты. Четырнадцатилетнюю маму вырвали из рук ее матери и угнали в Германию. Нет, она не попала в концлагерь, она выполняла работу уборщицы (в западно-германском городе Фарель. — «НьюсБалт»), но страдала от голода, холода и страха. Выжила ещё и благодаря старому немцу, который жил неподалеку и регулярно подкармливал вечно испуганную девчонку».

На учениях под Калининградом работает «Катюша».
«Красиво и хорошо!» — констатировал В.И. Забалуев.

В 1945 году 17-летнюю Валю освободили американцы, и отправили, как репатриантку, на территорию Восточной Пруссии, которая уже была занята нашими войсками. Девушка стала работать в столовой в посёлке Норкиттен (ныне Междуречье), где и познакомилась с бравым артиллеристом, старшим лейтенантом Виктором Забалуевым.

«В нашей семье долгие годы не говорили об этих событиях, — продолжает Наталия Агафонова. — Их тщательно скрывали! Ещё долго опасно было иметь биографию репатрианта. Это только нашему отцу было по плечу жениться на девушке с такой судьбой и скрыть этот факт от властей, рискуя собственной головой. Но именно таков был наш папа. Понятия разума, справедливости и чести культивировались в нашей семье и всегда ставились во главу угла».

Дочери приводят такую показательную историю из послевоенной жизни Забалуевых:

«После войны у молодой семьи встал вопрос о жилье в Калининграде. Комендант города привёз отца на сегодняшнюю Каштановую аллею, где стояли нетронутыми взрывами особняки, полностью меблированные. Говорит, выбирайте любой и живите. Папа вспоминал, что зашёл в один дом — несколько комнат, шикарная мебель, посуда, картины. Ему стало неудобно жить в такой роскоши. Посчитал, что нескромно для старшего лейтенанта и комсомольца. Отказался. Тогда комендант отвёз его на сегодняшнюю улицу Мукомольная. В барак. Скромненько. Купили на барахолке металлическую кровать и стали жить. И вот он такой был всю жизнь».

Дочь В.И. Забалуева Лариса Исакова с «Календарём Победы».

Военная судьба сложилась так, что в 70-е годы подполковника Забалуева перевели в ГДР, в Группу советских войск в Германии. Он был из тех командиров, которых солдатики называли “батей”.

«Его побаивались, но сильно уважали за справедливость, — говорит Наталия Агафонова. — Папа частенько внезапно приходил пообедать в солдатскую столовую, чтобы проверить качество еды, а Новый год мы всей семьей встречали в полковом солдатском клубе вместе со всем личным составом. Там бывали замечательные концерты, организованные собственными силами с привлечением всех местных талантов. Гвоздём программы всегда был хор. А мама всегда солировала!»

Виктор Забалуев был демобилизован из Германии в чине подполковника, потому что «взял за грудки» недавно назначенного нового командира части полковника по фамилии Кислый за то, что тот изводил муштрой на жаре личный состав так, что солдаты падали в обморок.

«Кислому было всё равно, — продолжает дочь. — Он прибыл к нам в часть из Москвы, где всю свою службу муштровал войска для кремлёвских парадов. Скандал всё равно разразился и папа демобилизовался. Трагедией это не стало, возраст и сроки всё равно подходили. Здоровье уже напоминало о себе. Мы вернулись в Калининград».

Но Забалуев ещё очень многое сделал для Калининграда. Он наладил и поднял на очень хороший уровень работу автобусного парка №4. Работал в Обществе по охране памятников Калининградской области, в свободное время проводил исторические экскурсии в Калининградском экскурсионном бюро.

«Наши родители дали нам все самое необходимое — саму жизнь и чёткую инструкции по её применению, где понятия человеческого достоинства и порядочности всегда в приоритете и где нет двойных стандартов. Я вижу наш долг в том, чтобы сберечь этот завет для наших детей, внуков и правнуков и не дать молодежи стать жертвами, чуждого нашему духу, общества потребления», — сказала в завершении Наталия Агафонова.