Рэм Андреев. 1955 год. Фото из семейного архива.

Разделённая Победа

История фронтовика Рэма Андреева, бравшего Кёнигсберг

Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» к 75-летию Великой Победы продолжает публиковать истории от наших читателей о своих дедах-фронтовиках, бравших в 1944-1945 годах штурмом Пруссию (читайте: «С незаряженным карабином взял в плен трёх фрицев», «Пошёл добровольцем, видимо, насмотрелся на сосиски с „Баварским“», «Отказался жить в кёнигсбергском особняке. Нескромно для старшего лейтенанта и комсомольца»). Всем откликнувшимся мы выслали «Календарь Победы» — сборник, созданный нашей редакцией и посвящённый героическому взятию воинами Красной армии 12-ти германских городов, которые сегодня принадлежат не только России, но и Польше с Литвой. На днях в нашу редакцию пришло письмо с Украины.

«Добрый день, высылаю для базы фронтовиков, бравших Кёнигсберг, информацию о моём отце — Рэме Николаевиче Андрееве. Родился в 1925 году, призван на фронт в 1943-м. Кадровый офицер, прошёл через Сталинград. В 1945 году брал Кёнигсберг, был командиром огневого взвода 5-й батареи 149-й армейской пушечно-артиллерийской Краснознамённой бригады, — написал сын Игорь Андреев. — За подвиг при наступлении на Восточную Пруссию награждён орденом Великой Отечественной войны II степени».

Наградной лист Р.Н. Андреева.

В наградном листе, размещённом на сайте «Подвиг народа», говорится:

«При форсировании р. Неман 16 июля 1944 года точным огнём своего взвода в составе батареи подавил трёхорудийную 150-миллиметровую батарею противника, обеспечив переправу наших частей через реку Неман и занятие обороны на западного берегу. 24 июля 1944 года взвод лейтенанта Андреева одним из первых в тяжёлой артиллерии переправился на западный берег р. Неман и, заняв огневые позиции, вёл огонь по артсредствм, пулемётным точкам и контратакующей пехоте противника, пытавшейся занять выгодные для ведения боя высоты западнее и севернее города Алитус. Благодаря точному и своевременному огню атаки были отбиты, причём было подавлено одно противотанковое орудие, два 150-миллиметровых орудия и уничтожены три пулемётные точки противника».

После войны Рэм Андреев остался в армии в составе Группы советских войск в Германии.

«В 1955 году в городе Карл-Маркс-Штадт родился я, — продолжает в письме Игорь Андреев. — Мама работала переводчиком после окончания ленинградского иняза. В 1972 году в звании подполковника отец был демобилизован. Мы переехали в Ярославль. Отец работал в Ярославском областном управлении хлебопродуктов, а рабочее место было в управлении Сев.Ж.Д. Составлял и согласовывал графики подачи вагонов, обычная работа для бывшего начштаба ракетной бригады. Теперь бы сказали занимался логистикой. Отец рано ушёл из жизни (13 сентября 1979 года), а я был молод и недостаточно умён, чтобы поговорить о важном, о чём и сожалею. Он был добр, скромен, уравновешен, справедлив. По 12 часов ежедневно на службе, по воскресениям – спортивные и культурно-массовые мероприятия до обеда. Только положительные воспоминания об отце».

В конце письма Игорь Андреев посетовал, что пытался получить копию личного дела отца в Центральном архиве Министерства обороны России в подмосковном Подольске, однако получил отказ.

«На КПП Подольского архива мне было отказано в проходе в читальный зал как обладателю украинского паспорта», — написал сын героя.

Оказывается, даже здесь наша общая Победа разделена.